045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 29

045. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МИР

Вверху: Занятия в монастырской воскресной школе, 2000 г.

Справа: Выпечка просфор.

совести. Духовное начало в человеке есть его главная сущность — самая его сердцевина. Оно проникает во все стороны душевной (психической) жизни, оно освящает собою тело человека, которое поэтому и называется храмом Святого Духа, с Которым человеческий дух может и должен находиться в общении.

Идеальная гармония человеческого существа получается от соразмерного (пропорционального) развития всех его способностей и их взаимоподчинения вечному духовному бытию. Когда это бытие царствует, а все остальные жизненные, постоянные и временные, задачи находятся от него в строгой зависимости, то человек пребывает в полном равновесии, устойчиво плывет навстречу стихии борьбы и в самом себе достигает невозмутимого, ясного удовлетворения. Напротив, перевес души над духом ввергает человека в состояние неудовлетворения, которое переживается внутренней тоской и отчаянием в различной степени, в разном виде и проявлении. Духовные цели могут обнимать собою все области душевной жизни. Наука, искусство, политика, общественные и личные интересы — все не чужды элемента вечного, но они могут и далеко уклоняться от

Рождественский праздник, 2008 г.

них, сосредоточиваться на самих себе и в таком случае обрекаются на постепенную и верную погибель. Такая именно душевность, чуждая духовного, Евангелием осуждается. Апостол Иаков, например, говорит, что мудрость, не свыше сшедшая, — «земная, душевная, бесовская». Апостол Павел говорит, что «душевный человек не

принимает того, что от Духа Божия». Кто в данном случае подразумевается под именем душевного? Тот, кто порабощен одними интересами жизненного водоворота, кто заглушил в себе голос совести и призыв идеальных стремлений к совершенству.

Но так как может возникнуть сомнение относительно правдивости и действительности сказанного, то следует внимательно присмотреться к окружающей жизни и убедиться в том, насколько мало удовлетворения получается в погоне за всеми видами душевной жизни, даже за наиболее благородными из них (например, наукой, искусством)... Среди своих родных, друзей и знакомых мы, несомненно, знаем в большей или меньшей мере удовлетворенных и сами можем определить, из тех ли они, которые сознательно и бессознательно вкусили от источника вечного, совершенного бытия и для которых смысл вещей превзошел их временную красот)' и заманчивость, или нет? История — эта книга, в которую так ясно вписаны непреложные Законы Божии, — подтверждает своими примерами, что наивысшее напряжение духа народов скапливалось через вдохновение великими вечными идеями и целями, а губительная зараза вырождения закрадывалась тогда, когда они расслаблялись отдачей себя в рабство различным страстям. Страсти же по существу суть не что иное, как преувеличенное развитие одних проявлений душевной жизни за счет остальных и нарушение цельности, или целомудренности, человеческой личности. Такова формула возрастания и падения всех народов земли...