048 Коневский Рождество-Богородичный монастырь, страница 5ИСТОРИЯ В 1718 году, после победоносного окончания Северной войны, монастырь на Коневце возродился — сначала в качестве приписного к Деревя-ницкому. Восстановление двигалось медленно. Деревяницкий монастырь мог выделить очень немного средств на устроение дочерней обители. В 1719 году иеромонах Тихон и немногочисленная братия, прибывшие на остров, построили деревянный храм в честь святителя Николая, и на этом первый строительный этап завершился. Иноки жили в крайне стесненных условиях, и все их силы уходили на поддержку монастырского хозяйства и изыскание средств к пропитанию. Как бы там ни было, в 1760 году, по просьбе иеромонаха Игнатия, новона-значенного строителя монастыря, Ко-невская обитель была признана независимой от Деревяницкой, а в 1762 году иеромонах Игнатий получил разрешение построить новый собор в честь Рождества Богородицы. В 1764 году Рождество-Богородичный монастырь на Коневце оказался за штатом (странно еще, что не был упразднен), однако к 1766 году строительство каменного одноглавого собора было окончено. В течение XVIII века коневская братия жила очень скудно. По екатерининской реформе монастырь перешел к Санкт-Петербургской епархии (раньше он находился под юрисдикцией Новгородской епархии), а число подвизающихся в нем было ограничено до семи человек. Некоторое улучшение последовало лишь в 1797 году, когда император Павел I, не сочувствовавший ни одному из начинаний своей матери (в частности — и ее «походу» на монастыри), постановил назначить Коневской обители содержание в размере 300 рублей в год. Впоследствии этот «пенсион» возрос до 460 рублей 50 копеек серебром, что позволило отстроить монастырь и привести его в надлежащий вид. К 1815 году основ- Петр 1 на коне во время Полтавской битвы. Полтавская победа в 1709 году предрешила исход Северной войны. ной ансамбль обители — с нынешними собором Рождества Богородицы, колокольней и каре монастырских зданий — уже сложился. В 1816 году император Александр I разрешил расширить монастырский штат и увеличить число монашествующих на Коневце на шесть иноков, а еще спустя девять лет обитель была возведена в штатную (третьего класса). Отныне она ежегодно получала 1601 рубль, а число насельников в ней достигло до 21 человека. Это все «материя». А что касается духовного возвышения Коневского монастыря, то здесь не должна быть забыта роль митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), много сделавшего также и для другой ладожской обители — Валаамской. Именно владыка Гавриил нашел в 1790 году достойного строителя для Коневского монастыря — отца Адриана (Блинско-го). Духовная опытность последнего (он подвизался в Площанской пустыни, затем жил пустынником — с тремя учениками — в брянских лесах) позволила создать на Коневце благоприятный «климат» для развития традиции старчества. Кроме того, его стараниями была учреждена на острове и скитская форма иноческой жизни, составившая характерную особенность «монашеских островов» Ладоги. В 1807 году строителем Коневского монастыря стал иеромонах Иларион (Кириллов). Он дал обители общежительный устав, сделавшийся образцом для русских монастырей, и, кроме того, написал службы прпп. Арсению Конев-скому, Сергию и Герману Валаамским. Управлял островной обителью отец Иларион вплоть до 1823 года, когда был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тихвинского Успенского монастыря. Таким представал перед паломниками, когда они сходили на причал, Коневский монастырь во второй половине XIX века. |