051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 11

051. Свято-Успенский Свияжский монастырь, страница 11

подвижники

3 февраля 1555 года в Москве по совету святителя Гурия положили архимандриту Герману быть настоятелем нового Успенского монастыря в Свияжске, учреждаемого с целью распространения христианства в Казанском крае. Дело миссии под руководством святого Германа успешно развивалось, и Успенский монастырь скоро превратился в один из самых значительных и влиятельных русских монастырей.

В 1563 году святитель Гурий скончался, и архиепископом Казанским по единодушному решению Собора стал архимандрит Успенского Свияжского монастыря Герман. В Казани святитель Герман продолжил труды своего предшественника на архиерейской кафедре по укреплению Православия. Он заботился о благополучии паствы, строил храмы, заводил школы, основал Иоанно-Предтеченский монастырь, благоустроил Зилантов монастырь-усыпальницу, где покоились русские воины, павшие при взятии Казани. Спустя два года, в 1566 году, царь Иоанн Грозный вызвал святого в Москву, чтобы поставить главой Русской Церкви — митрополитом Московским и всея Руси.

Князь Андрей Курбский рассказывает, что святитель Герман долго отказывался принять сан митрополита, но царь с Собором «принудили» его. В это время в стране начинались опричные репрессии, и святой Герман в одной из бесед с царем умолял его оставить жестокости и вести чистую личную жизнь. Царь смутился, пересказал речи

своего собеседника приближенным и просил совета. Алексей Басманов отвечал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». Царь согласился с таким мнением. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — сказал он архиепископу и приказал изгнать

Фрески Успенского собора (1561 год). Сотворение человека.

Здесь находится келья святителя Германа.

его с митрополичьего двора, оставив в Москве под надзором.

Умер святитель Германа мученически, хотя по официальной версии — от «морового поветрия». Князь Курбский сообщал, что святителя задушили или отравили через два дня после увещательной беседы с царем. Наиболее достоверным представляется рассказ «Жития митрополита Филиппа», со

гласно которому святитель Герман погиб в своей келье от руки опричника за то, что единственным из архиереев выступил в защиту митрополита Филиппа, когда царь требовал его осуждения. Эта версия подтвердилась в 1888 году, когда переоблачали мощи святителя и обнаружили, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим ниж

нюю часть, а другим сзади по шее».

Похоронили святителя Германа в Москве в церкви Николы Мокрого в Зарядье (снесена в 1960-е годы при строительстве гостиницы «Россия»). В 1591 году обрели его мощи и в следующем году перенесли их в Свияжск. По окончании русской Смуты в Успенский монастырь хлынули потоки паломников, началось общероссийское почитание святителя Германа, были составлены его житие и служба. До закрытия монастыря в келье праведника сохранялись его икона Богоматери, печка и слюдяной фонарь, а в Успенском соборе — иглы, нитки, наперсток и богослужебные принадлежности, которыми пользовался славный подвижник, слушавший «более Бога, нежели человеков».

Память святителя Германа Церковь отмечает 6 ноября (19 ноября по новому стилю). В Свияжской обители празднуются также день перенесения его мощей из Москвы в Свияжск 25 сентября (8 октября) и день перенесения мощей святого из алтаря на средину храма 23 июня (6 июля).