052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 11

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 11

подвижники

Стефан 111 Великий, Богдан III и Петру Рареш преподносят Иисусу Христу модель церкви. Фреска церкви Доброват, построенной в 1504 году.

нял флаг защитника христианства всей Европы от турок-мусульман. Он развернул масштабные строительства церквей и монастырей по всей стране. Давал убежище духовным лицам из порабощенных балканских стран. Делал огромные по тем временам денежные и земельные пожертвования. Особенно стоит отметить тесные связи между господарем и монастырями на Афоне в Греции». Мнение о Молдавском княжестве как о «единственной опоре Православия в Восточной Европе» и неспособности России в то время стать новым центром притяжении Православия выглядит излишне категоричным и не вполне точно отражает исторические реалии, которые вполне однозначно представлены историческими источниками. Однако выдающаяся роль Стефана Великого как православного правителя, во многом ставшего символом непоколебимости христианства и идеалом самоотверженного служения, высоко оценивалась уже его современниками во второй половине XV столетия.

Стефан Великий берется вершить крупные государственные дела как во внутренней, так и во внешней политике сразу после своего восшествия на престол. Одной из важнейших проблем, которую предстояло решить молдавскому господарю, была проблема ограничения властных притязаний феодалов, наносивших своими действиями огромный урон центра-лизаторским устремлениям правителя. Святой Стефан пытался различными, в том числе репрессивными, методами подавить боярское сопротивление. У кого-то из феодалов он выкупал земли, других отстранял. Известен случай, когда были казнены 20 «великих» и 20 «малых» бояр — наиболее последовательных противников единой власти. Святому Стефану удалось серьезно подорвать боярское влияние и в войске. Костяк армии теперь подчинялся непосредственно ему. Вообще же, создание мощной и современной армии на излете эпохи Средневековья являлось насущным делом и отражало

шшш

«Записки о Московии»

В 1517 году в качестве посла императора Священной Римской империи Максимилиана I в Москву прибыл австрийский барон, дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн. Его цель заключалась в том, чтобы склонить великого князя Московского Василия III к миру с Польшей для совместной борьбы против Турции и к передаче Смоленска польскому королю. Вторично Герберштейн посетил Москву в 1526 году. Обе его миссии не увенчались успехом. Однако осталось замечательное наследие этих поездок — в 1549 году Герберштейн выпустил книгу «Записки о Московии». В ней он дал изложение русской истории с древнейших времен, а также составил описание экономики, быта, религии страны. Основная часть труда — землеописание Руси: ее городов, торговых путей, сел, рек. Зарисовки общественных отношений, неизвестные по другим документам, редкие свидетельства о повседневной жизни русских людей, уникальные оценки исторических деятелей Руси создали славу «Запискам о Московии» как крайне важному историческому источнику. Собранный Герберштейном материал

буквально «открыл» тогдашнюю Русь для Европы XVI века.

В «Записках о Московии» есть и упоминания о Стефане Великом, «том молдавском воеводе, который победил Ма-

Русские конные воины. Гравюра из издания «Записок о Московии» XVI века.

гомета, султана турецкого, Матвея, короля венгерского, и Иоанна Альберта, короля польского». Показательно, что Герберштейн, младший современник Стефана, уже называет его «Великим»: «Великий Стефан, воевода молдавский, часто вспоминая о нем [Иване III Васильевиче] на пиршествах, говаривал: "Иоанн, сидя дома и покоясь, увеличивает свое царство, а я, ежедневно сражаясь, едва могу защитить границы"».