052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 10

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 10

подвижники

штшт

А в это время... Во второй половине XIX века были сделаны попытки подсчитать общее количество монашествующих соседнего с Буковиной Молдавского княжества. В исторической и статистической литературе того времени получила распространение цифра в 4500 человек, из которых 2500 являлись монахами и 2000 — монахинями. Самой многочисленной была Нямецкая обитель, число иноков которой достигало 1300, на втором месте оказался монастырь Секо с 400 монашествующими. В ряде остальных крупных монастырей подвизалось примерно по 280 человек.

за несколько лет до этого события, в 1453 году, пала Византийская империя — «источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения» в идеальных представлениях стран, составлявших круг «Византийского содружества». Разгром Константинополя воспринимался закономерным наказанием Господним за измену Византии Православию в момент заключения во Флоренции церковной унии с католиками (1439 год). Во-вторых, произошло окончательное укрепление Османской

империи, которая стала деятельным и весьма опасным для европейских государств субъектом международных отношений. В полной или частичной зависимости от нее оказались не только недавние владения Византии, но и некогда самостоятельные страны Балкан и Подунавья. Более того, Османская империя продолжала упорные попытки продвинуться дальше в Европу, стремясь распространить свое влияние на всем европейском пространстве. Следствием указанных обстоятельств стало не только изменение политической карты Европы, но и потеря вектора для православных стран в их ориентации на единый и авторитетный духовный центр. Константинополь больше не мог одним лишь своим существованием притягивать к себе взоры православных всего мира, поскольку над патриархами нависала могучая тень мощной исламской империи. Временами даже казалось, что Православие в Греции совершенно искажено вмешательством турецких султанов. Так, во второй половине 60-х годов XV века (вероятнее всего, в 1467 или 1468 году) великий князь Московский Иван III Васильевич отправил архиепископу Новгородскому Ионе грамоту, в которой пытался убедить владыку в ужасном положении вещей в Константинополе: «Большие церкви Божьи соборные турецкий султан в мизгити (мечети) починил, а ко

Рака с мощами святого господаря Стефана Великого в монастыре Путна.

торые церкви оставил патреярху, а на тех крестов нет, ни звону нет — поют без звону». Главная задача послания состояла в том, чтобы показать, насколько нынешнее состояние Константинопольской Патриархии не соответствует требованиям, предъявляемым к Православной Церкви и, в конце концов, убедить Новгород в отступлении Константинополя от веры.

В такой напряженной обстановке вставал закономерный вопрос: что делать православным правителям дальше? Стефан Великий принял судьбоносное решение — бороться под христианскими знаменами, отстаивая всеми силами независимость своего княжества. Один из современных биографов Стефана Великого так оценивает основную линию политического поведения своего героя: «Незаурядные личные качества самого господаря пришлись как нельзя кстати... С падением православных держав Молдова оказалась единственной "опорой" Правосла-

Икона святого Стефана Великого. Монастырь Путна.

вия в Восточной Европе. Россия находилась на стадии "собирания" земель и не была способна принять цивилизаторскую греко-византийскую традицию, которая вела свое происхождение еще от римских императоров. Стефан осознал всю выгоду и ответственность перед историческим моментом и под-