052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 7

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 7

ИСТОРИЯ

После кончины святого господаря Стефана III Великого Воронец продолжал играть значительную роль в церковной жизни Молдавского княжества. Большое внимание ему уделяли митрополиты. Так, митрополит Молдовы Григорий Рошка в 1547 году пристроил к храму во имя великомученика Георгия закрытый притвор. После этого внешняя сторона западной стены церкви, на которой размещена посвятительная ктиторская надпись, оказалась внутри притвора. При митрополите Григории были выполнены также росписи притвора и внешних стен Воронеца. Для этих фресок характерно наличие сцен, представляющих молдавские реалии той поры, в том числе противостояние туркам. О строительной и художественной деятельности, предпринятой Григорием Рошкой в Воронеце, сообщает посвятительная надпись, которая была сделана рядом с одной из монастырских фресок. В XVI веке создается каменный ансамбль монастыря — вокруг Георгиевского храма возводятся стены, кельи и башнеобразная колокольня.

В течение длительного времени Воронец являлся крупным центром валашско-молдавской книжности. Священник Ене Ионел, исследователь истории румынских монастырей, отмечает, что вплоть до конца XVIII века в обители переписывались богослужебные тексты. Воронец был и довольно заметным книгохранилищем. Среди особо ценных книг Воронеца отметим Четвероевангелие на церковнославянском языке, переписанное и украшенное митрополитом Григорием Рошкой в 1550 году, и славянскую рукопись Деяний святых Апостолов, переписанную неким диаконом Михаилом. В 1871 году был найден так называемый Воронецкий кодекс XVI столетия (ныне — в собрании Академии наук Румынии), один из первых памятников средневековой литературы, переведенных с церковнославянского на молдавский (румынский) язык в самом начале XVI века. Он представляет собой сборник объемом в 170 листов, с фрагментами Деяний святых Апостолов, Посла-

На конях — представители валашской

и молдавской знати. Немецкий рисунок конца XVI века.

нием апостола Иакова и Посланиями апостола Петра. А в 1882 году священник Симеон Флоря обнаружил Воро-нецкую Псалтирь, также относящуюся к XVI столетию, в которой славянскому тексту сопутствует румынский перевод.

MXHREN. ЫКЯ1ЧА. SCHLEMFN.

Гербы провинций Австро-Венгерской империи. В центре — герб Буковины.

К сожалению, время не пощадило эту рукопись — она сохранилась лишь с пятьдесят второго листа.

Для жизни Воронеца второй половины XVI — первой половины XVIII столетий были характерны те же особенности и проблемы, что встали перед всеми православными монастырями, оказавшимися на территории Османской империи. Молдавское

княжество, вынужденное платить дань Турции уже в середине XV века, окончательно лишилось самостоятельности и попало под турецкое иго вскоре после смерти Стефана Великого. Турки не закрыли монастырь Воронец, но обложили его податями. К постоянным налогам постоянно добавлялись чрезвычайные, зачастую совершенно опустошавшие казну обители. Не лучшим образом обстояли дела и с монастырскими владениями за пределами стен монастыря. Однако сложности эпохи турецкого владычества, которые были усугублены господством в Молдавском княжестве греков-фанариотов с 1711 года, оказались для монастыря испытанием, из которого он с честью вышел. Настоящая беда разразилась в конце XVIII века. В 1775 году, воспользовавшись политическими осложнениями внутри Османской империи после русско-турецкой войны 1768—1774 годов, Австрия захватила Буковину. Исторический центр, прародина Молдавского княжества с древней столицей Сучавой, древние монастыри, среди которых был и Воронец, вошли в состав уже другой империи — Австрийской. Новые хозяева Буковины посчитали нецелесообразным дальнейшее сохранение здесь значительного числа православных монастырей и упразднили практически все обители. Среди закрытых после 1775 года монастырей оказался и Воронец. Молитва прекратилась в его стенах более чем на двести лет.