052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 4

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1488 Господарь Молдавский Стефан III

Великий отстраивает в камне церковь, посвященную святому великомученику Георгию Победоносцу. Основание монастыря.

/Между 1488 II 1496 Создание росписей интерьера храма Георгия Победоносца неизвестным мастером.

К(?П6Ц XV fi. В Воронеце погребен преподобный Даниил Пустынник, по благословению которого и был основан монастырь.

1547 По инициативе митрополита Молдавского Григория Рошки к храму во имя великомученика Георгия пристраивается закрытый притвор. Вскоре создается фресковый ансамбль, занявший все пространство стен храма с внешней стороны.

1550 Часть фрескового ансамбля Воронеца (внутренние росписи пронаоса) поновлена по распоряжению митрополита Феофана.

1570 В Воронеце похоронен митрополит Григорий Рошка.

1775 Буковина, в которой находился Воронец, входит в состав Австрии.

1786 Издание австрийским правительством «Духовного регламента» для Буковины. Многие монастыри края, в их числе и Воронец, закрыты.

1871 Обнаружение Воронецкого кодекса.

1882 Священник Симеон Флоря находит рукопись, получившую название Воронецкой Псалтири.

1918 Буковина включается в состав Румынии.

1991 Возрождение монашеской жизни

в Воронеце. Монастырь восстанавливается как женский.

1992 Стефан Великий, основатель Воронеца, и Даниил Пустынник, благословивший строительство монастыря, прославлены Румынской Православной Церковью

в лике святых.

1993 Воронец внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

свидетельство приводит профессор Московской духовной академии К.Е. Скурат: «В 1971 году стал известен следующий факт. Весной данного года румынские археологи на одной из поврежденных наводнением дорог, ведущей к холмам Никулицеле (уезд Тулча), обнаружили древнюю христианскую базилику. Под ее алтарем были найдены гробницы четырех христианских мучеников — Зотика, Аттала,

Камасиса и Филиппа. Проведенные специалистами исследования показали, что праведная кончина этих мучеников наступила в результате суровых темничных условий и мучений во времена правления императора Траяна (98—117). В 1972 году их святые мощи были торжественно перенесены в храм мужского монастыря Кокош (Нижнедунайская епархия, уезд Галац). Немало мучеников было в районе Дуная до Паннонии и в последние гонения

Археологические находки V века из Северной Румынии.

императора Диоклетиана (284—305). Среди них — епископы Ефрем Томский и Ириней Сирмийский, священники и диаконы».

Становление румынского христианства, проходившее под римско-католическим влиянием, было поколеблено на излете эпохи Великого переселения народов. Территории в бассейне нижнего Дуная оказались в изоляции от латинского мира. Румынская исследовательница Кармен Бабан отмечает, что примерно около 600 года вся церковная организация на нижнем Дунае разрушилась под давлением аварских и славянских племен. Отрезанные от Запада венграми, которые были язычниками до христианизации святого короля Иштвана (умер в 1038 году), и от Византийской империи — славянами, утвердившимися на Балканском полуострове, румыны постепенно утрачивали связи с романскими народами. В результате свершилось уникальное событие: в начале X века румыны, единственные из представителей романских народов, приняли церковнославянский язык в качестве богослужебного и пользовались им, как и славянской азбукой, до XVIII столетия. Славянские элементы сыграли также значительную роль в становлении самого румынского этноса, его гражданских и церковных институтов.

В истории Румынии особое значение имеет XIV век. Это была эпоха утверждения независимой государственности и возникновения митрополий. Около 1324 года между Карпат -

Найденная в Румынии хризма относится к IV веку — времени римского господства.