052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 5

052. Монастырь Воронец (Румыния), страница 5

ИСТОРИЯ

мша

Раннехристианские апологеты —

писатели II—III веков, выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры. Возникновение апологетической христианской литературы стало ответом на реакцию со стороны языческого мира, обеспокоенного быстрым распространением христианства среди населения Римской империи ко II веку. Реакция язычества, помимо юридического ущемления прав христиан, заключалась в появлении антихристианской литературы. Задача раннехристианских апологетов состояла в том, чтобы показать языческому миру приемлемость христианства с самых разных точек зрения — гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной. В целом сочинения апологетов имели исключительно важное значение для углубления самосознания христианской Церкви. Будучи во многих вопросах первопроходцами, они проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия. Наиболее известными апологетами являются Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский.

Тертуллиан. Гравюра XVII века, источником для которой послужили ранние изображения.

скими горами и Дунаем образовалось княжество Валахия, а после 1359 года — Молдавское княжество, в которое вошли Молдова, Буковина и Бессарабия. Вскоре в обоих княжествах появились митрополии. В XII — начале XIV вв. в Валахии были основаны первые городские центры: Кымпулунг, Арджеш, Тырговиште. Пришедшие из-за Карпат

Храм святителя Николая в Куртя-де-Арджеше.

и обосновавшиеся в этих местах ремесленники-саксы принесли с собой достаточно развитое искусство орнамента. Именно в это время важную роль в развитии культуры начинают играть монастыри. Основатели монастырей ввели тип церковной архитектуры, обнаруживающий сербское влияние. От XIV века сохранились сооружения, свидетельствующие о большом размахе гражданского и церковного строительства: храм святителя Николая в Куртя-де-Арджеше (около 1352 года) и храм монастыря Козиа являются самыми значительными памятниками эпохи зарождения румынского государства.

В XV столетии поступательное развитие валашско-молдавской монастырской культуры продолжилось. Более того, по мнению ряда историков

Румынская икона великомученика Георгия Победоносца из Нямецкого монастыря.

искусства, расцвет архитектуры Молдавии пришелся именно на середину— вторую половину XV века. К этому времени и относится сооружение оби тели Воронец на северо-востоке Румы нии, в Буковине (современный уезд Су-чава, в то время — часть Молдавского