053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 11

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 11

подвижники

она уехала с матерью в Сергиев Посад. Поселившись там, София стала духовной дочерью наместника Троице-Сер-гиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792—1877). (И здесь мы наблюдаем интересное духовное родство: сам архимандрит Антоний пользовался в свое время наставлениями преподобного Серафима Саровского, был весьма близок ему по духу, а после его кончины, в пору «дивеевской смуты», решительно встал на сторону «сироток батюшки Серафима», защитив монахинь от произвола их гонителей.)

В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, девица София Давыдова поступила послушницей в костромской Кресто-воздвиженский Анастасиин монастырь. В 1858 году она приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, приняла на себя управление обителью и 3 февраля 1863 года была возведена в сан игумении.

В начале 1860-х годов Анастасиин монастырь переживал сложный период. С одной стороны, уже более тридцати лет жизнь в нем строилась на киновийных началах, что, конечно, способствовало духовному укреплению сестер. С другой — здания безнадежно ветшали, да к тому же сделались тесны (в 1863 году в монастыре подвизались, не считая настоятельницы, 38 монахинь и 137 послушниц). Именно это обстоятельство — помимо сожаления о разрушении древней святыни — побудило игумению Марию последовать рекомендации епископа Платона и ходатайствовать о передаче в ее управление Богоявленского монастыря. На ходатайстве, составленном ею и отправленном в Синод, владыка Платон собственноручно написал: «К исполнению этого важного и трудного дела игумению Марию нахожу весьма способной по ее неутомимой ревности и деятельности, по отличному образованию, по опытному знанию нужд и потребностей монастырских и по тому уважению, каким она пользуется в Костромской епархии».

Четверть века игумения Мария отдала Богоявленско-Анастасииной обители. Внешнее благоустройство монастыря отнимало у нее много сил,

но и о внутренней жизни иноческой общины она пеклась неустанно. Священник Богоявленско-Анастасииного монастыря Александр Красовский в 1889 году вспоминал: «Для назидания сестер она (игумения Мария) часто читала извлечения из св. отец и в церкви, и в трапезе. Она требовала, чтобы богослужение совершалось неспешно, благолепно и назидательно, — чтобы церковное чтение было ясное и вразумительное, пение было истовое и умилительное. В управлении она была строга, взыскательна, но и милостива, если видела в виновных искреннее раскаяние и исправление жизни. По отношению к себе она была весьма строга и чрезвычайно деятельна. Весьма часто за делами своих монастырей она проводила целые ночи и к утрене шла в церковь. Поистине она была для вверенной обители образ словом, житием, любовию, духом, верою и чистотою».

Мы не касаемся в этом очерке той масштабной благотворительной работы, которую организовала мать Мария, надеясь рассказать о ней в дальнейшем. И без того, думается, читателю уже ясно, сколь напряженной была жизнь игумении. Истощая свои силы в служении Богу и ближним, она не заботилась ни о чем для себя лично. Пожар, произошедший в 1887 году и практически в одночасье уничтоживший то, что создавалось многолетними трудами, подорвал силы подвижницы. Хотя она довольно быстро сумела найти благотворителей и начать ремонт обоих монастырских комплексов — Крестовоздвиженского (где располагалась значительная часть благотворительных заведений, учрежденных игуменией Марией) и Богояв-ленско-Анастасииного, — но здоровье ее пошатнулось. Едва оправившись от одной тяжелой болезни, она — в конце августа 1888 года — заболела вновь.

КРНТШТ

Крестовоздвиженский Анастасиин монастырь

Уже в первой половине XV века в центре Костромы существовал Ризоположен-ский женский монастырь. Ризоположенская соборная церковь его имела два придела — во имя преподобного Михаила Малеина и преподобномученицы Анастасии Римляныни. С конца XVI столетия монастырь стал называться Анастасии-ным («Настасьиным») — очевидно, благодаря особенному вниманию, которым он пользовался со стороны царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного. В 1764 году Анастасиин монастырь разделил судьбу многих других обителей — был упразднен. Храм его обратили в приходской, а инокинь переместили в Крестовоздвиженский женский монастырь, располагавшийся в Костромском кремле. В 1773 году Крестовоздвиженский монастырь изрядно пострадал от пожара, и епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов) перевел сестер на прежнее место. С 1775 года обитель, образованная посредством слияния двух монастырей, именовалась Анастасииной Крестовоздвиженской.

Старая Кострома на рисунке Н. Г. Чернецова. Вдали вырисовывается ансамбль Костромского кремля и Анастасиина Крестовоздвиженского монастыря.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Свято- троицкий дивеевский монастырь

Близкие к этой страницы