053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 9

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 9

подвижники

Вверху: Преподобные Сергий Радонежский и Никита Костромской.

Справа: По сию пору мощи прп. Никиты пребывают под спудом — в крипте Богояв-ленско-Анастасииного собора.

да святоотеческих творений. С 1387 по 1395 год в Высоцком монастыре настоя-тельствовал прп. Афанасий Младший. Несмотря на свою молодость (скончался он в возрасте 33 лет), прп. Афанасий Младший пользовался среди братии неограниченным духовным авторитетом, ибо «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Еще при жизни он стяжал «благодать великих чудес от Господа», а посмертными чу-дотворениями прославился тотчас после погребения.

Имея предшественников столь высокой жизни, преподобный Никита с честью продолжил начатое ими дело. Став игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря в 1395 году, он почти двадцать лет отдал этой обители. В 1413 году святой упоминается уже не как игумен его, но как архимандрит.

Особенно тяжелым стал крест настоятельства для преподобного Никиты после 1408 года, когда хан Едигей разорил монастырь. Надо полагать, что именно труды по его восстановлению истощили силы преподобного настолько, что в 1414 году он вынужден был уйти на покой и поселиться в Высоко-Покровском монастыре города Боров

ска в качестве духовника. В эти годы учеником старца был преподобный Пафнутий Боровский — основатель в будущем знаменитого Пафнутиева монастыря.

В 1421 году преподобный Никита покинул Боровск и отправился на север. По преданию, целью его путешествия было именно основание монастыря в северных пределах — во исполнение завета прп. Сергия Радонежского. Вероятно, некоторое время он провел, собираясь с силами, в своей «духов

ной колыбели» — Троице-Сергиевом монастыре, явившись, таким образом, свидетелем обретения мощей своего сродника и учителя.

Кострома стала конечным пунктом земного странствия прп. Никиты. В середине 1420-х годов он основал здесь Богоявленский монастырь и и с тех пор был его настоятелем. Обителью святой управлял более двадцати лет и скончался в глубокой старости.

Погребен был прп. Никита в деревянном Богоявленском соборе. Уже к концу XV века костромичи сугубо почитали преподобного Никиту как молитвенника за свой город пред Господом, а мощи его, пребывая под спудом, являлись залогом нерушимости основанной им духовной твердыни — Богоявленского монастыря.

Около двадцати лет преподобный Никита Костромской был настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря (на фото), и здесь его почитают как Никиту Серпуховского и Высоцкого. В Боровске он прославлен как прп. Никита Боровский, воспитатель преподобного Пафнутия. Наконец, сохраняется память о нем и в Троице-Сергиевой Лавре, где он именуется прп. Никитой Радонежским.