053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 7

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

В I982 году загорелся областной архив, находившийся в здании Богоявленско-Анастасииного собора. Огонь нанес непоправимый ущерб фрескам XVII века.

здания также были серьезно повреждены: фактически труды последних двадцати с лишним лет пошли прахом. И хотя об упразднении обители речи не шло, хотя почти сразу нашлись жертвователи, готовые принять на себя издержки по ремонту храмов и жилых зданий, хотя восстановление шло очень быстро, очевидно, что пожар этот подорвал здоровье игумении Марии. Она скончалась в начале 1889 года на шестьдесят седьмом году жизни.

Преемницы ее достойно продолжили дело, ею начатое. На рубеже XIX— XX веков Богоявленско-Анастасиин монастырь являлся центром не только духовной жизни Костромы, но и социального служения. С началом же Первой мировой войны в зданиях бывшего Крестовоздвиженского монастыря открылся большой лазарет для раненых солдат. Ухаживали за ними — и ухаживали на высоком профессиональном уровне — сестры Богоявленско-Ана-стасииной обители.

Миновало несколько лет, и такие же солдаты, как те, за которыми с любовью ходили инокини, ворвались в монастырь, «подозревая его в сокрытии

снарядов и пулеметов». Сестер, испугавшихся вооруженных людей и ударивших в набат, «революционные солдаты» избивали прикладами, кололи штыками. На дворе шел 1918 год, и жить монастырю оставалось всего несколько месяцев: в начале 1919 года он был закрыт постановлением новой власти, а на его территории разместился рабочий поселок, впоследствии получивший «говорящее» название — «Безбожник». Как существовали «насельники» этого уродливого образования,

становится видно из записки-жалобы одного из жильцов (стиль оригинала сохранен): «В соседстве с другими квартирами отношения враждебные, наблюдаются нередкие сплетни, подчас в большинстве занимаются алкоголем... Двор не мощеный, грязный, засоренный разным отбросом, нередко можно видеть в летнее время валяется во дворе дохлых кур, кошек и перекидывание этой падали от ворот». Это 1930 год. Кажется, так немного времени минуло с той поры, когда стены обители служили вместилищем совсем иной жизни, с иным содержанием и смыслом. И вот, как разительно все переменилось. Как разительно, как — казалось тогда — непоправимо.

Но к концу 1980-х годов «непоправимость» эта перестала быть столь уж очевидной. В 1990 году, наконец, после долгих переговоров, епархиальному начальству удалось добиться возвращения Богоявленско-Анастасииного собора Церкви. Несколько месяцев спустя Святейший Патриарх Алексий II благословил возрождение монастыря. Началась постепенная передача монастырских зданий епархии.

Картина, написанная сестрами монастыря. В центре — архиепископ Костромской и Галич-ский Александр (Могилев), слева от него — игумения Богоявленско-Анастасииной обители Иннокентия (Травина). В первом ряду изображены также семь настоятельниц других женских монастырей, призванных к служению из Богоявленско-Анастасииного монастыря.

-

Коятмюяй Бииимит йимтИшн

;шшн дядсгырь Начало шрй&аввй Zfturn 199п!