053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 5

053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Справа: В крипте Богоявленского собора были погребены воровские князья Андрей, Василий и Иоанн (младший) Васильевичи, а также многие благотворители монастыря — Салтыковы, Кафтыревы, князья Хованские.

Справа внизу: Важнейшей вехой в истории России стало избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Царский жезл он принял от послов перед Феодоровской иконой Божией Матери, ныне пребывающей в Богоявленско-Анастасиином соборе.

ря — 30 декабря 1608 года, когда отряды пана Лисовского, поддерживавшего Лжедмитрия II, захватили после кратковременной осады обитель. Монахи и костромичи, укрывшиеся за ее стенами, оборонялись мужественно, но силы были слишком неравны. Польско-литовское войско ворвалось в монастырь и учинило в нем неслыханный грабеж. Одиннадцать насельников обители и несколько десятков мирян погибли от рук захватчиков.

Благосостояние монастыря могло восстановиться сравнительно быстро лишь при помощи состоятельных вкладчиков. Среди покровителей обители в XVII веке выделялся род бояр Салтыковых. Каменное строительство в описываемую пору велось в основном на средства, которые жертвовали представители этой фамилии, а в под-клете соборного храма с течением времени создался своего рода семейный некрополь Салтыковых. Делал вклады в Богоявленский монастырь и первый царь из рода Романовых — Михаил Феодорович, посетивший обитель осенью 1619 года.

Значительное благоустроение монастыря связано с именем игумена Герасима, настоятельствовавшего здесь в 1644—73 годах. При нем было начато и завершено строительство каменной ограды, многих каменных хозяйственных и жилых зданий. Дело шло, правда, не так быстро, как могло бы, — но тому были свои причины: в 1654 году Кострома почти вымерла из-за эпидемии чумы. В Богоявленском монастыре «измерло братии тлетворною смертию и поветрием 56 братов».

Самого игумена Герасима болезнь пощадила. Настоятель остался жив и успел сделать еще немало. В частности, в 1667 году он пригласил украсить

фресками Богоявленский собор знаменитых Гурия Никитина и Силу Савина «со товарищи». Над росписями мастера трудились вплоть до 1672 года. Завершились работы созданием уникальной Смоленской иконы-фрески Божией Матери, ставшей одной из наиболее почитаемых святынь Костромы.

Статус Богоявленского монастыря к концу XVIII века был уже очень высоким. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1680 году здесь ввели архи-мандритию. Но период процветания сменился периодом упадка. Начало ему положили еще реформы Петра I и его ближайших наследников (к 1762 году численность братии сократилась в разы, составив всего 17 человек). Екатерининская реформа довершила начатое: у монастыря изъяли вотчины (в Костромском, Московском, Любимском и Казанском уездах) и причислили его ко второму классу — с соответствующим, весьма скромным, казенным

содержанием. Строительство новых зданий прекратилось здесь на многие годы, а уже существующий архитектурный ансамбль ветшал из-за отсутствия средств на ремонт.

В 1778 году было создано Костромское наместничество (в 1796 году преобразованное в Костромскую губернию), и значительная часть монастырских зданий — опустевших из-за уменьшения числа насельников — отошла под присутственные места. Естественно, подобная ситуация не способствовала спокойному существованию иноков, но им пришлось мириться со столь неудобным соседством вплоть до 1809 года, когда, наконец, государственные учреждения вывели из обители.

Новые соседи появились у монахов в 1814 году: в Богоявленский монастырь перевели Костромскую духовную семинарию. «Семинарская эпоха» составила целую главу в истории обители, и о ней мы расскажем подробнее