053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 6ИСТОРИЯ в разделе «Монастырь и мир». Глава эта завершилась трагически. «6 сентября 1847 года, — пишет в своей книге, посвященной Богоявленско-Анаста-сииному монастырю, И. В. Баженов, — сильный пожар быстро истребил вместе с третьей частью Костромы почти весь Богоявленский монастырь, не только все каменные корпуса и службы, но и многие в нем храмы, причем не было никакой возможности спасти от огня монастырскую и церковную движимость...» За свою долгую историю Богоявленская обитель горела не единожды. Так, в 1779 году пожар, начавшийся в стоявшем по соседству доме помещика И. Р. Зюзина, нанес монастырю серьезный ущерб. Но именно пожар 1847 года стал судьбоносным для обители, разделив ее историю надвое. Масштабы разрушений, причиненных монастырю, были столь велики, что епархиальное начальство нашло наиболее удобным выходом его совершенное упразднение, о чем и ходатайствовало перед Святейшим Синодом. Синодальное определение о закрытии Богоявленского монастыря получили в Костроме в 1848 году. Болью отозвалось оно в сердцах костромичей, но сложившаяся ситуация была такова, что жители города, сами серьезно пострадавшие от пожара, вряд ли могли найти достаточное количество средств на ремонт погорелой обители. Тем не менее разговоры о необходимости возродить Богоявленский монастырь велись в Костроме едва ли не с самого момента его упразднения. В 1850 году костромичи подали соответствующее прошение великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам, посетившим город. В 1851 году городская дума сообщала епископу Костромскому и Галичскому Леониду (Зарецко-му), что горожане готовы пожертвовать на возобновление обители до 6000 рублей серебром. Но архиерей отнесся к этой идее весьма скептически. Так выглядел Богоявленский монастырь после пожара 1847 года. В восстановленной обители под руководством игумении Марии (Давыдовой) были учреждены многие благотворительные заведения и мастерские. На фото: золотошвейная мастерская Богоявленско-Анастасииного монастыря. Покуда различные прошения и обращения костромичей путешествовали в Петербург и обратно, начался разбор зданий монастыря на кирпич. Готовились уже приступить к разбору Богоявленского собора. Но усилия всех тех, кому была дорога древняя святыня, не пошли прахом. В ноябре 1863 года Святейший Синод принял историческое сразу для двух костромских монастырей постановление: «Костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь перевести на место упраздненного Богоявленского монастыря и по перемещении именовать Богоявленским-Анастасииным монастырем ...» Трудное дело возрождения Богоявленской обители (теперь уже под новым именем Богоявленско-Ана-стасииной) приняла на себя игумения Мария (Давыдова). К ней и к вверенным ее попечению сестрам обратился после Божественной литургии, совершенной в Смоленской церкви 7 января 1864 года, в праздник Богоявления, епископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский): «Возрадуйся ныне о Господе ты, сонм иночествующих дев. Ты наследуешь досточтимое место. Сия древняя обитель освящена вековыми молитвами, лощениями, бдениями, коленопреклонениями и другими подвигами иноческими и орошена кровью иноков, положивших некогда живот свой за веру, царя и Отечество. Знаем, что вам, сестры о Господе, предлежит много забот, скорбей, трудов и слез при восстановлении этих развалин. Но неизреченна благость Господа Бога ко всем верующим и уповающим на Него...» Действительно, возрождение монастыря стоило инокиням и многих трудов, и многих скорбей. Но в своих упованиях на помощь Божию они не были посрамлены. Уже к концу жизни игумении Марии обитель приобрела и новую красоту, и новое значение в жизни Костромы. И вновь — пожар... Долго еще костромичи вспоминали с содроганием тот день — 18 мая 1887 года, когда огонь уничтожил почти всю западную часть города (несколько сотен домов). Монастырские |