053. Богоявленско-Анастасиин монастырь, страница 3«ты н&шршь ршш тт..»Богоявленско-Анастасиин монастырь несколько раз разорялся врагами и горел в пожарах. В 1847 году огонь нанес обители раны, казавшиеся неизлечимыми. Но она воскресла. Воскресла она и после всех бедствий XX века, и вновь из сердца Костромы поднимается к небесам иноческая молитва. Вид монастыря с улицы Симоновского (бывшей Богоявленской). Ранний период истории костромского Богоявленско-Анастасии-ного монастыря освещен очень скудно. Большинство документов, которые могли бы сослужить исследователю добрую службу, было уничтожено во время польско-литовского разорения обители в XVII веке. Поэтому сейчас нам приходится довольствоваться позднейшими изысканиями, а они не всегда отличаются полнотой и точностью. Считается, что монастырь, изначально именовавшийся Богоявленским, был основан преподобным Никитой Костромским в 1426 году на тогдашней окраине Костромы. Монастырь являлся мужским. В первые годы своего существования он претерпел немало горестей: Кострома находилась на пути между Москвой и Галичем, а га-личские князья (Юрий Дмитриевич и его сыновья — «Юрьевичи») как раз в то время воевали с Василием II. Войска враждовавших князей поочередно «проходили» через город, разоряя его. Не оставался в стороне, очевидно, и Богоявленский монастырь. Но наиболее жестоким было разорение 1429 года, когда обитель разгромили во время своего набега казанские татары. Можно было бы сказать, что они не оставили камня на камне, но никаких каменных строений в Богоявленском монастыре тогда не имелось. В деревянном исполнении все постройки обители простояли до второй половины XVI века. Известно, что архитектурный и смысловой центр ее составляли два храма — холодный, освященный в честь Богоявления, и несколько меньший по размерам теплый, освященный, по всей видимости, во имя свт. Николая. В 1559 году стараниями игумена Исаии (Шапошникова) началось строительство каменного Богоявленского собора. Что сталось с прежним, деревянным, соборным храмом — неизвестно. Возможно, он был уничтожен пожаром или специально разобран ради постройки на его месте каменного собора. При игумене Исаии особенно щедро благотворил Богоявленской |