054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 13

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 13

подвижники

подобного Пахомия Кенского, принять его в обитель. Игумен понял, что перед ним избранник Божий, взял Андрея к себе в ученики и в 1508 году постриг в монахи с именем Антоний. Житие сообщает, что Антоний был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему тру

дитися или за три». Он работал в поварне, рубил лес, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в монастыре не стало священника, игумен Пахомий благословил Антония принять священство.

Стремление к совершенству влекло отца Антония в пустыню. По благословению преподобного Пахомия он вместе с двумя иноками вышел из монастыря и поселился сначала близ реки Шелексны, а затем — у реки Сии и Михайлова озера, где основал Троицкий монастырь. Любовь к пустынножительству и впоследствии не оставила преподобного. Будучи уже игуменом обители, он при первой возможности избрал себе преемника и на два года удалился в уединение, покинул которое только по любви к братии, усиленно просившей святого вернуться на игуменство. Вновь удалился на безмолвие преподобный незадолго до кончины.

В отношениях с братией преподобный Антоний следовал евангельской заповеди: «Если кто хочет большим быть,

да будет всех меньше и всем слуга». Он трудился наравне со всеми как простой монах. Даже подвизаясь в уединении, преподобный помогал братии: по ночам, после молитвы, он вручную молол хлеб, большую часть муки отправляя в монастырь. Никогда преподобный Антоний не имел какой-либо собствен

ности, его повседневная одежда была столь проста и ветха, что те, кто видел сийского игумена впервые, принимали его за убогого.

Святость преподобного Антония способствовала быстрому расцвету Троицкого монастыря и превращению его в духовный и культурный центр края. Сосуд Святого Духа, целитель и чудотворец, сийский подвижник собрал в обители прекрасную библиотеку и был «иконописец преизряден».

Но «достиг преподобный глубокой старости, и постигли его болезни от многих трудов и жестокой жизни, да и по естеству ослабели телесные силы его. И была в скорби духовная братия его о Христе...» Святой игумен оставил братии духовное завещание, в котором поручал обитель «Богу и Пречистой Его Матери Небесной Царице и преподобному чудотворцу Сергию», благословил своего преемника и с миром отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. «Честно погребла осиротевшая братия его святые

останки, украсив могилу иконами и свечами, каждый день приходила молиться об упокоении его души и, веря в его пред Богом дерзновение, просить о помощи. Угодник же Божий, хотя и перешел из этого мира в загробный, однако не оставил и не оставляет своим небесным содействием как обитель

Сийскую, так и всякого, кто верою и любовию чтит его святую память».

В Сийском монастыре почитать преподобного Антония как святого начали сразу после его блаженной кончины. В 1577 году по инициативе игумена Питирима иеромонах Иона составил житие преподобного. В его основу легли воспоминания «оставшихся ученик блаженного», которые отец Иона дополнил описанием чудес от иконы Святой Троицы, созданной преподобным Антонием, и от его святых мощей. В 1579 году игумен Питирим повез житие в Москву на рассмотрение митрополита Антония и царя Ивана Грозного. Глубоко почитавший преподобного царевич Иоанн, основываясь на тексте отца Ионы, составил свою редакцию жития, службу и похвальное слово. Впоследствии появились другие редакции, были среди них даже стихотворные версии.

Память преподобного Антония Сийского Церковь совершает 7 декабря (20 декабря по новому стилю).

НЛЛ\(Н(ПкШ((Нк'Л7КШк1Л'ГОНи

шишf nti.uijifmii tiH uini^bVi пЪгпишн tifitsttA фклс амнлнтт* и.ил . ШС11ллн$?'кт( лчНптлпч aifMnmiuoniHfiffmriu)

Рождение преподобного Антония. Миниатюра из рукописи 1648 года.

Приход Андрея в Кенский монастырь к игумену Пахомию. Миниатюра из рукописи 1648 года.

Преподобный Антоний удаляется в пустыню на озеро Падун. Миниатюра из рукописи 1648 года.