054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 15

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 15

подвижники

Вверху: В Благовещенской церкви.

Справа: Монастырь при. Антония на реке Емце. Миниатюра из рукописи 1648 года работы игумена Феодосия.

ду игумен Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Свое авторство он скромно указал на последнем листе: «Попечением и прилежанием последнего чернеца Феодосия». Среди собранных и переписанных им книг были не только богословские творения, но и произведения светских, даже нецерковных авторов — такие, как «Иудейская война» Иосифа Флавия, «Римские деяния», Степенная книга, «Новый летописец». Для книг, переписанных и оформленных игуменом Фео-досием или под его руководством, характерны художественные переплеты и иллюстрации — двухцветные оттиски с гравированных на дереве рамок. Специалисты оценивают его как новатора в оформлении книг. Важно, что сий-ские книги — весьма ценные для своего времени — не стояли на библиотечной полке, доступные только избранным, но читались простыми монахами и грамотными крестьянами.

Как и преподобный Антоний, игумен Феодосий был иконописцем. Известно, что он написал для монастыря образы Софии Премудрости Божией и преподобного Антония Сийского. В созданной им мастерской, которую он сам и возглавлял, трудились высокопрофессиональные мастера, и не только местные, но и приглашенные из Москвы, из Оружейной палаты.

В 1652 году митрополит Новгородский Никон — будущий Патри

арх — отправился на Соловки, попутно осматривая монастыри и церкви своей митрополии. Игумен Феодосий не знал о приезде Никона и на ту пору отлучился по монастырским делам в столицу. Воспользовавшись его отсутствием, некоторые из братии сочли возможным обратиться к высокому гостю с жалобой на настоятеля и оклеветали его. Не вникнув в суть жалобы, Никон тотчас сместил Феодосия с его поста, приказав отправить «провинившегося» в далекий Кожеозерский монастырь.

Во время ссылки Феодосия в монастыре в очередной раз случился опустошительный пожар, дотла выгорели келейные и дворовые строения — 367 человек остались без крова. Восстановление обители требовало умелого руководства, а его-то из-за нестроений в монастырской жизни и не было. В марте 1663 года в монастырь вернули отца Феодосия, поставив его

Сергиевская церковь.

снова игуменом. Он активно принялся за дело. Прежде всего, принялись восстанавливать церковь преподобного Сергия Радонежского. Царь Михаил Федорович отдал монастырю оброк с нее. Одновременно обитель получила богатые пожертвования от почитателей преподобного Антония.

В конце XVII века в монастырской жизни стали ощущаться тревожные признаки грядущей секуляризации. В 1681 году игумен Феодосий обратился к царствующим Иоанну и Петру Романовым с просьбой снять с монастыря часть пошлин, общая сумма которых возросла тогда до 396 рублей. И, наверное, впервые получил отказ. В том же году у обители отобрали мельницу. Прибавились к тому и неприятности местного значения: возник спор о землепользовании — сначала с Емецким монастырем, а затем и с архиепископом. По этому поводу игумен Феодосий поехал в Москву бить челом государям. Поездка, вероятно, была трудной. Возвратившись из нее, игумен занемог и на рассвете 29 октября 1688 года «мирно скончался о Господе». Несмотря на просьбу смиренного игумена похоронить его «тихо», погребение вышло торжественным и многолюдным. Усопшего положили близ гроба преподобного Антония.

Составитель «Архангельского патерика» (1900) епископ Никодим (Кононов) писал о Феодосии: «Это был человек высокоблагочестивой жизни, ревнитель святыни, строгий подвижник, мудрый правитель обители... При нем иноческая жизнь стояла на высоте нравственного совершенства».

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал-сиский
  2. Сийский монастырьсайт

Близкие к этой страницы