056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 27

056. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

и от жилецких людей опасаюсь шато-сти... А иные, государь, воронежцы сами и ныне на Дону с теми воровскими казаками таргуютца и на Воронеж выезжают...»

В конце сентября к Коротояку подошли отряды Фрола Разина — младшего брата Степана. Они намеревались захватить город, но крепость находилась под защитой не только местного гарнизона, но и московских солдат. 26 сентября правительственные войска вышли из Коротояка и вступили в бой с войском Разина. Сражение происходило близ Дивногорского монастыря и длилось четыре часа. Разинцы потерпели поражение, однако долго еще При-донье нельзя было назвать спокойной территорией. Крестьянская война утихла — но опять возобновились набеги татар. В 1673 и 1677 годах они разоряли монастырь. Нападали они и позднее, и эти нападения вынудили, в конце концов, одних монахов уйти на реку Псел (там они основали Никольский монастырь), а других — вооружиться.

В 1687 году коротоякский воевода Василий Картавцев писал в Москву, обращаясь к Иоанну и Петру Алексеевичам: «В прошлом 7194 (1686) году великим государем... били челом Острогожского уезда Дивногорского Успенского монастыря архимандрит Тихон с братьею. Наперед де сего под монастырь были приходы воинских людей и к монастырю приступали многожды, и они де архимандрит с братиею не по-одно время в монастыре в осаде сидели с великою нуждой, а пушек де и ружья и зелья и свинцу в том монастыре нет и впредь они от приходу воинских людей опасны, и великие государи пожаловали бы их, велели в тот монастырь дать пушек, и ружья, и свинцу. По вашему великих государей приказу (7194 г. июня 8) велено Острогожского уезду

Вверху: Памятник Петру I в Воронеже.

В самом верху: Отстроился Дивногорский монастырь сравнительно поздно — поначалу этому мешали набеги татар и беспокойство от «воровскихлюдей».

Внизу: Вид Шатрищегорского монастыря (Шатрища). долгое время приписанного к Дивногорскому монастырю. Есть известия, что в начале 1770-х годов его разорили сторонники Емельяна Пугачева. Похоже, и в конце XVIII века жизнь монахов Дивногорья не была спокойной.

в Дивногорской монастырь для бере-жения, от приходу воинских людей послать с Коротояку наряду медного две пищали... да к тем пищалям по 30 ядер железных, зелья ручного 2 пуда, пушечного 2 пуда ж, свинцу 2 пуда ж, ружья целого 15 мушкетов, которые к стрельбе годятся... И в нынешнем, государи, году мая в 10 день в вашей великих государей грамоте, за подписью дьяка Ивана Ляпунова, ко мне холопу вашему (Коротоякскому воеводе Василию Картавцеву) на Коротояк написано: ведомо вам, великим государям, учинилось, что крымские и азовские татары многолюдством нынешней весною хотят приходить под ваши великих государей украеные городы, которые за чертою и по новой и по старой черте и под Тарские озера, и чтобы мне, холопу вашему, на Коротояке жить и с великим бережением и опасением и про приход воинских людей проведовать всякими обычаи накрепко...»

Из этого документа, где воевода главным образом жалуется на скудость вооружения, имеющегося в Коротояке (а тут еще с монастырем пришлось делиться!), становится ясно, сколь неспокойна была жизнь этих окраин России. В то время как в ближайших к Москве уездах уже давным-давно никто не слыхал «конского топа» татарских войск, здесь, на границе, еще шла самая настоящая война. И участвовать в ней приходилось не только служилым людям, но — волей-нево-лей — и монахам, воинам Христовым. Успокоение и «замирение» пришло на Воронежскую и Белгородскую земли только после Азовских походов Петра I. А с включением Крыма в состав Российской империи название «украй-на» применительно к Воронежской губернии окончательно потеряло свою актуальность.