057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 20«1щэд Ml шродщ..» За долгие века существования Псково-Печерского монастыря его братия не раз имела возможность убедиться в сугубом попечении Господа и Его Пречистой Матери об этом месте. А в скорбные времена не только псково-печерские иноки, но и жители окрестных земель ощущали над собой распростертый Покров Божией Матери. Последняя треть XVI века — пора тяжкая для Руси, в особенности — для северо-западных ее окраин. Собственно, именно тогда сформировались предпосылки той эпохи, что впоследствии получила название Смутного времени. Именно тогда спешно поновлялись и строились укрепления вокруг поселений и монастырей, и именно тогда с особенной отчетливостью видели люди, что не только в каменных стенах заключено их спасение. Рассказывают, что накануне нападения Стефана Батория на Псков над Довмонтовой оградой горожане видели три луча. Знамение это было Неоконченное полотно К. П. Брюллова «Осада J Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—43). воспринято как «осенение Пресвятой Животворящей Троицы». К знамениям в те времена относились серьезнее, чем теперь, и воевода князь И. П. Шуйский сосредоточил в городе до 7 тысяч конных и до 5 тысяч пеших ратников, а из Псково-Печерского монастыря прибыл игумен Тихон с иконой Успения Божией Матери и иконой Ее, именуемой «Умиление». 25 августа 1581 года стотысячное войско Стефана Батория подошло к Пскову. А 27 августа псковичу Доро- Пскова псковским королем фею было видение. Ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Старче, иди скорее к боголюбивым военачальникам и к печерскому игумену и скажи им, чтобы прилежно и беспрестанно молились за город Господу Богу и принесли бы образ Мой Печерский старый и хоругвь на стену города, где Я стою, и, как на этом месте, так и внизу, поставили бы по пушке и били бы из них непрестанно по королевским шатрам... А людям скажи, чтобы покаялись они о грехах своих, умоляя милостивого |