057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 3

057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 3

«я ж не mm mm лиге...»

В грозную для Руси годину Божия Матерь дала инокам Псково-Печерского монастыря неложное обещание. «Не оставлю места сего», — сказала Она. И дальнейшая история обители, уникальная для многострадальной нашей земли, является исполнением этого обещания Пречистой Девы.

есто, где ныне стоит Псково-Печерский монастырь, уже в XIV веке было отмечено Богом как место иноческого подвига. Именно тогда в здешних пещерах поселился монах по имени Марк. Согласно местному преданию, он был выходцем из Киево-Печерской обители, а вместе с ним в окрестности Пскова ушли и другие иноки древнейшего на Руси монастыря. Имен их история не сохранила, и никаких документальных подтверждений этому преданию нет, однако духовная связь, существующая между Псково-Печерской и Киево-Пе-черской обителями, несомненна. Она поддерживается в Печорах на протяжении многих веков и засвидетельствована зримо — вспомним хотя бы главы Успенского собора в Псково-Печере-ском монастыре, выполненные в стилистике украинского барокко, нехарактерного для псковской архитектуры.

После кончины инока Марка пещеры некоторое время пустовали — пока в окрестностях Пскова не появился священник Иоанн Шестник, вместе со своей семьей перебравшийся сюда из Юрьева (Тарту) от притеснений католиков. Он устроил в горе храм и просил псковских пресвитеров освятить его в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этой просьбе ему поначалу отказали — храм со стенами и потолком из песка казался слишком уж необычным. Только после обращения отца Иоанна к новгородскому владыке Феофилу ситуация разрешилась, и в 1473 году церковь освятили. Именно с этого момента Псково-Печерский монастырь отсчитывает свою официальную историю.

Еще до окончания строительства Успенского храма тяжело заболела жена священника Иоанна. Понимая, что болезнь ее — к смерти, она приняла иноческий постриг с именем Васса, став, таким образом, первой постри-

женницей Псково-Печерской обители. Кончина супруги подвигла к уходу из мира и самого отца Иоанна. В постриге он получил имя Иона.

Очевидно, что первые строения — помимо Успенского храма — появились в Псково-Печерском монастыре еще при преподобном Ионе. Продолжил благоустройство обители его преемник, иеромонах Мисаил. В пору его настоятельства здесь появились деревянный храм во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и келейные корпуса. Вскоре, однако, монастырь подвергся нападению лиф-ляндцев, и все, что успели построить иноки, было разрушено.

Относительно спокойной жизни насельники монастыря вкусили лишь спустя несколько десятилетий, при игумене Дорофее. Период его настоятельства остался в истории Псково-Печерской обители благодаря тому, что именно тогда была написана и принесена в Печоры чудотворная икона Успения Божией Матери.

В 1529 году игуменом монастыря был поставлен преподобный Корни-лий. Ему шел тогда двадцать девятый год, но, несмотря на свою молодость, он стал подлинным отцом для обители. Несколько десятилетий святой неустанно трудился на благо монастыря, не забывая при этом печься и