057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 6

057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Ингерманландия и другие северо-за-падные земли. Граница отодвинулась от Псково-Печерской обители, и ее жизнь приобрела характер размеренный и предсказуемый. В монастырь зачастили паломники. Бывали здесь, поддерживая установившуюся еще в XVI веке традицию, и высочайшие особы. В 1732 году гостеприимством Печерского монастыря пользовалась императрица Анна Иоанновна, в 1744 году (или около этого времени) его посетила «дщерь Петрова» — императрица Елизавета, пожертвовавшая новый иконостас для Успенского собора.

Мирное течение событий прервалось в 1812 году. Вновь, как и несколько столетий назад, Псков и Печоры оказались под угрозой захвата. И опять псковичи — наученные многовековым горьким опытом — обратились с горячей молитвой к Божией Матери. После крестного хода с иконой Успения Пресвятой Богородицы из Печерского монастыря совершилось чудо: враг не только не подошел ни к Печорам, ни к Пскову, но был изгнан даже из Полоцка.

Спустя несколько лет после победы России в Отечественной войне в Пско-во-Печерском монастыре появился — в память о ней — собор-памятник во имя Архистратига Михаила. Еще ранее, в 1813 году, обитель была «зачислена в первоклассную категорию по Духовным штатам», а в 1819 и 1822 годах, когда Михайловский собор строился, в Печорах побывал Александр I. Во второй свой приезд он посетил келью преподобного Лазаря. Этот старец,

В 1732 году Псково-Печерский монастырь посетила императрица Анна Иоанновна. В память об этом визите она оставила здесь свою карету.

Обитель на хромолитографии XIX века.

подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, обладал даром прозорливости и вместе с тем глубоким смирением. Император просил старца дать ему наставление и, в частности, задал вопрос: «Какая молитва доступнее Богу?» Прп. Лазарь ответил на это: «Тебе, Государь, это известно — молитва Господня есть образец молитв; а на требование Твое от моего убожества наставления — признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь Царя должна служить примером для подданных. Помни, Государь, что нам остается недолго жить на земле...»

В 1873 году Псково-Печерская обитель праздновала свое 400-летие. К этому времени она уже являлась едва ли не самым значительным духовным центром северо-запада России. Особенно много паломников прибывало в монастырь к его престольному празднику — Успению Пресвятой Богородицы. И каждой мог здесь рассчитывать на радушный прием. В русской мемуаристике, в письмах того времени осталось множество свидетельств о по-