057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 11

057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 11

подвижники

Предание гласит, что именно «за стену» отрубил голову игумену Корнилию Иван Грозный.

время его настоятельства число иноков в Псково-Печерском монастыре увеличилось с 15 до 200 человек. При этом необходимо отметить, что игумен ревностно следил за «доброкачественностью» братии: общежительный устав исполнялся при нем строго, а богатые вкладчики, решившие почему-либо окончить свои дни в монастыре, должны были подчиняться монашескому укладу жизни.

Именно при прпмч. Корнилии Псково-Печерский монастырь распространил свое духовное влияние на близлежащие земли. Местные жители стали видеть в игумене Корнилии своего защитника и печальника, обращались к нему с просьбами и беглецы из Ливонии. Никому не отказывая в помощи, преподобный сумел обратить в Православие многих иноверцев. Например, представители народности сету именно прп. Корнилия считают своим просветителем. Высокую оценку его деятельности дает Е. Лебедев в своем труде «Инородческий вопрос в Псковской губернии в связи с религиозно-политическим значением Псково-Печерского монастыря» (1891): «Нужно помнить, что в те времена взаимных набегов и грабежей русских и ливонцев порубежное население терпело от них более всего. Корнилий не только давал всем просящим милостыню из средств монастыря, но изыскивал меры к постоянному обеспечению всех лишенных крова и хлеба беглецов ливонских. С этою целию он выпрашивал у московского государя пустопорожние земли для монастыря и поселял на них всех обездоленных».

Ввиду постоянной опасности, угрожавшей обители со стороны западных соседей, игумен Корнилий предпринял строительство мощной каменной стены вокруг монастыря. Столь спешное возведение крепостных укреплений ожесточило против прп. Корнилия Ивана Грозного. Собственно, недовольство царя появилось еще раньше и было вызвано отношениями, которые поддерживали игумен Конилий и печерский старец Вассиан с Андреем Курбским. В крепостных стенах Иоанн

Васильевич усмотрел лишнее подтверждение «мятежности» монахов и заподозрил их в намерении «отложиться» от Московии.

В феврале 1570 года Грозный царь прибыл в Псково-Печерский монастырь. За плечами его лежал усми

ренный Псков (сравнительно с Новгородом ему «повезло» — опричники лишь «слегка припугнули» псковитян). В обители государя встречали с колокольным звоном. Но вид каменной ограды оказался непереносим для царя. Выхватив меч, он отсек голову игумену, вышедшему ему навстречу. Был убит и старец Вассиан. Совершив злодеяние, Иван Грозный сразу же, как это не однажды бывало с ним, раскаялся. Щедрые вклады, сделанные им в Псково-Печерскую обитель, свидетельствуют об этом. Справедливости ради следует отметить, что в монастырских летописях о причине убиения прпмч. Корнилия царем ничего не говорится. Сказано лишь, что игумен Корнилий был «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего». Но версия, связанная со строительством крепостных стен, является наиболее распространенной.

МЖТк

Архиепископ Харьковский Александр, священномученик

Спустя несколько веков после мученической кончины игумена Корнилия, в декабре 1917 года, настоятелем Свято-Успенско-го Псково-Печерского монастыря стал архимандрит Александр (Петровский; 1851 — 1940). В будущем ему самому суждено было принять мученический венец. Настоятель-ствовал в Псково-Печерском монастыре сщмч. Александр недолго. В 1919 году Печоры заняли отряды Красной Армии, и ему пришлось оставить Псково-Печерскую обитель, поскольку в своих проповедях он всегда открыто осуждал большевиков.

Окончил свои дни священномученик в сане архиепископа, на Харьковской кафедре. На эту кафедру его поставили в самую страшную для Церкви и страны пору—в 1937 году. Почти все церкви не только самого Харькова, но и всей епархии, были закрыты или заняты обновленцами. У православных оставался только Никольский храм на окраине города. Сюда приходило (и приезжало из дальних мест) столько верующих, что причащение длилось обычно до пяти часов вечера. Благоговейное служение владыки Александра, его теплое отношение ко всем снискали ему любовь среди харьковчан. Естественно, такое положение вещей не могло вызвать сочувствия со стороны НКВД. 28 июля 1938 года архиепископа арестовали и приговорили к 10 годам лагерей — «за участие в антисоветской организации и шпионаж в пользу Польши». 5 января 1940 года приговор отменили и дело возвратили на доследование, но в мае того же года владыка Александр скончался в тюремной больнице.

Священномученик Александр (Петровский). Икона в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.