039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 6

039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

янжи

Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский

«Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время — всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество», — так заканчивал свои последние проповеди епископ Лаврентий. Он нимало

Эта фотография сщмч. Лаврентия была сделана в 1917 году.

не сомневался в том, что мученическая кончина постигнет и его самого: об этом ему было предсказано за несколько лет до октябрьского переворота и развязывания большевиками красного террора.

Епископ Балахнинский Лаврентий был расстрелян в ночь с 6 на 7 ноября (по новому стилю) 1918 года: так большевики отметили годовщину «Великой Октябрьской». Епископское служение его продолжалось чуть более полутора лет. Одновременно с управлением Нижегородской епархией (а в какой-то момент епископ Лаврентий

оказался перед необходимостью практически самостоятельно руководить ею) он на-стоятельствовал в Вознесенском Печерском монастыре. И именно он был одним из немногих, кто не побоялся отслужить в Печерской обители соборную панихиду по жертвам большевиков (в конце августа 1918 года чекисты расстреляли более сорока нижегородцев, среди них — наместника Оранского монастыря архимандрита Августина (Пятницкого) и протоиерея Варварской церкви Николая Орловского). Подобная «контрреволюционная деятельность» переполнила чашу терпения новых властей, 3 сентября в покоях епископа

прошел обыск, а его самого арестовали. Два месяца епископ Лаврентий томился в тюремной камере, откуда его выводили лишь на допросы.

О том, как производился расстрел епископа, точных сведений нет. Рассказывали, что русские «революционные солдаты» отказывались стрелять в священнослужителей (вместе с епископом Лаврентием был убит протоиерей Алексий Порфирьев), и это черное дело хладнокровно совершили латышские стрелки. К моменту мученической кончины епископу Балах-нинскому Лаврентию было немногим более сорока лет. В 2000 году его причислили к лику святых.

оправдались. В 1632 году из Москвы пришло требование выслать в Москву работавших в монастыре каменщиков «для нашего Вяземскаго городоваго ка-меннаго дела».

Снова и снова архимандрит Рафаил обращался с прошениями «о благословенной грамоте воздвигнути каменнау церковь во имя Вознесения Господня», и настойчивость его привела к положительным результатам: в 1640-е годы в Печерской обители началось «официальное» каменное строительство. Ко второй половине XVII века архитектурный ансамбль монастыря уже был в целом завершен, а в 1765 году деревянную ограду заменили кирпичной.

После поставления на Патриарший Престол митрополита Новгородского Никона, в молодые годы бывшего послушником в нижегородском Печерском монастыре, обитель приобрела особое значение. Патриарх помнил обитель, где подвизался в юности, и не раз делал вклады в нее из собственной казны. Кроме того, он даровал печер-ским архимандритам право служить литургию в митре, с рипидами, палицей и сулком, облачаться среди храма на ковре и держать осеняльную свечу, «якоже достоит епископу». Особое внимание на Вознесенскую обитель обра

щал и царь, и внимание это не иссякло после Никоновой опалы.

Упадок монастырского хозяйства относится, как легко может предположить читатель, ко времени правления Екатерины II. Включенный в первый

В 1858 году Печерский монастырь посетил Александр II с супругой, в память о каковом событии была отлита эта плита.

класс и «посаженный» на жалованье в две с небольшим тысячи рублей, монастырь пришел в поистине бедственное положение. Если раньше он свободно распоряжался средствами,

вырученными от своих вотчин, и мог не только поддерживать в сносном состоянии свои строения, но и благотворить нуждающимся, то теперь сам оказался на грани выживания. Храмы и корпуса приходили в запустение, братия была малочисленной.

Положение переменилось в середине XIX столетия, когда настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи (Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года — епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии). К положительным последствиям этих перемен в управлении монастырем следует отнести ремонт каменных зданий, увеличение числа насельников и оживление благотворительной деятельности монастыря. К 1917 году Печерский монастырь в полной мере вернул себе былую красу.

Советская власть быстро и очень «успешно» разорила древнюю обитель, уничтожив все, что создавалось веками. И Хотя в 1925 году архитектурный комплекс монастыря перешел в ведение Губмузея, это не спасло ни монастырские здания от вселения в них посторонних людей, ни богатейшую ризницу от разграбления. В пятиглавом Вознесенском соборе, составляв-