039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 4

039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

Ок. 1330 Основание Вознесенского Печер-ского монастыря монахом Дионисием, выходцем из Киево-Печерского монастыря.

1374 Основатель Печерского монастыря становится епископом Суздальским и Нижегородским.

1377 Монах Вознесенского Печерского монастыря Лаврентий создает—по благословению свт. Дионисия—летописный свод, известный ныне под названием Лаврентьевской летописи.

1378 Разорение монастыря татарами. Через год татары вновь грабят обитель.

1418 Митрополит Московский Фотий дает Вознесенскому монастырю грамоту на все его вотчины.

1512 Василий III дает монастырю несудимую грамоту.

1550 Новое разорение обители от татар.

1597 18 июня все здания Вознесенского Печерского монастыря уничтожены оползнем. Возобновление обители на другом месте — чуть выше по течению Волги.

1631 Начало строительства каменного Вознесенского собора.

164 5 Строительство в камне надвратной

Евфимиевской церкви. Спустя два года начинает строиться Успенская церковь с трапезной палатой.

1765 Возведение каменной ограды вокруг монастыря.

19 1 8 24 октября (по старому стилю)

расстрелян настоятель Вознесенского Печерского монастыря — епископ Балахнинский Лаврентий (Князев).

1925 Архитектурный комплекс Печерской обители передан в ведение Губмузея.

1927 Изъятие из монастыря его главной святыни — Печерской иконы Божией Матери.

1960 Монастырю присваивается статус памятника архитектуры республиканского значения.

1994 Передача Печерской обители Русской Православной Церкви.

Святитель Дионисий, основатель Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода.

«Отъезд архимандрита Иосифа в Москву для сопровождения Патриарха Никона в ссылку в Ферапонтово» (2002), картина М. Важаева из собрания Церковно-археологического музея Нижегородской епархии. Очевидно, печерский архимандрит Иосиф был приставлен к Никону для пущего нравственного утеснения — дабы показать опальному Патриарху, что он как бы вновь вернулся в то состояние, в каком находился, будучи послушником Печерского монастыря.

не имели ничего своего и не выходили за ворота обители без благословения игумена. Кормились насельники монастыря трудами рук своих.

Общежительный устав способствовал процветанию Печерского монастыря. Уже к последней трети XIV века он стал одним из важнейших духовных и культурных центров «Низовского края», именно здесь — с благословения святителя Дионисия, чья резиденция с 1374 года находилась в Нижегородском кремле, — создавалась Лавренть-евская летопись.

Благосостояние монастыря укреплялось благодаря обильным вкладам и пожертвованиям. Ко второй половине XV века он владел обширными земельными угодьями, приобрел право на беспошлинную рыбную ловлю и провоз рыбы по Волге и к XVI столетию уже крепко стоял на ногах. Если бы не бесконечные набеги и грабежи татар (летописи упоминают о татарских разорениях 1378, 1379 и 1550 годов, когда монастырские строения сжигались дотла), Печерская обитель могла бы стать еще более богатой, но взамен непрестанного и неуклонного накопления материальных богатств на ее долю выпали испытания, способствовавшие накоплению богатства духовного.

После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в Вознесенском Печерском монастыре началось каменное строительство. Увы, древний архитектурный ансамбль обители не сохранился, уничтоженный оползнем. А как, вероятно, был красив и величествен он! В летописях говорится, что в монастыре было пять каменных хра-

^ггттг