039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 5

039. Вознесенский Печерский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

В Церковно-археологическом музее хранятся кованые монастырские ворота XVIII века.

мов (в Нижнем Новгороде того времени — только три), из коих особым благолепием отличался пятиглавый Вознесенский собор.

18 июня 1597 года все здания Вознесенского Печерского монастыря разрушил огромный оползень. Он не был неожиданностью для братии. Еще за неделю до катастрофы в горе появилась трещина длиною около километра, а в самом монастыре стало «теснить» деревянную мостовую. Тогдашний настоятель монастыря архимандрит Трифон принял единственно возможное в этой ситуации решение: он вывел всех насельников из обители в безопасное место, а также приказал перенести из нее все монастырские святыни и утварь. Сам он оставался в стенах монастыря до последнего момента. Лишь тогда, когда выяснилась неотвратимость беды, настоятель взял крест, чудотворную Печерскую икону Божией Матери и вышел за ограду. «И нача гора осыпатися, и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика...» Со скорбью наблюдали монахи, как стихия стирала с лица земли обитель, ставшую для них родным домом: «В монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания... Каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) раз-

ттж

Вознесенский Печерский монастырь в путевых заметках В. А. Соллогуба

Спуститесь по широкой дороге к монастырским воротам и отряхните все ваши мелочные страсти, все ваши мирские помышления. Вы в монастырской ограде...

Он все видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видел Русь настоящую, и по-преж-нему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола.

Поверьте мне: если вы будете в Ниж-нем-Новгороде, сходите помолиться в Печорский монастырь...

В. А. Соллогуб. Тарантас (1840)

Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем-Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите.

Уже подходя к нему, вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно.

Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега. Налево, у ног ваших, под ужасною крутизною, вы увидите широкую реку-матушку, любимую народом, прославленную русскими поверьями и песнями... Направо, на скате горы, громоздятся дружною кучею между кустов и деревьев живописные хаты, а над ними, на обрыве, вдавшемся в реку, вы видите белую ленту монастырской ограды, иссреди которой возвышаются куполы церквей и келии иноков...

«Вы видите белую ленту монастырской ограды, иссреди которой возвышаются куполы церквей и келии и

шатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных».

Вышед в Волгу, оползень образовал огромные волны, выбросившие далеко на землю лодки и суда, стоявшие у берега. Но и в этом грозном происшествии была явлена милость Божия: никто из людей не пострадал.

После разрушения Вознесенского Печерского монастыря его возобновили на новом месте — на том же правом берегу Волги, но несколько выше по течению. Здесь были построены деревянные храмы и кельи, возведена рубленая ограда. После успокоения

волнений, вызванных Смутой, монастырские власти озаботились благоустройством обители. Но на многочисленные просьбы о дозволении построить в монастыре каменные церкви московский Приказ каменных дел неизменно отвечал отказом. Отчаявшись получить разрешение, настоятель монастыря архимандрит Рафаил без ведома Приказа пригласил в 1631 году артель костромских каменщиков, которые начали работу над Вознесенским собором. Надежды на то, что Приказ каменных дел не обратит внимания на «несанкционированную застройку», не