Юный Натуралист 1990-06, страница 6

Юный Натуралист 1990-06, страница 6

4

Заревели моторы. Уходит все ниже и ниже бетонная взлетная полоса. Пробиваем облака. Ярко светит солнце в круглые иллюминаторы. Рев моторов все сильнее. Это самолет начал взбираться, вползать на «горку». Вот наконец невесомость. Чувствую, что проваливаюсь, падаю. Замирает в груди, в животе... Мне и страшно, и весело одновременно. Но каково маленьким золотым рыбкам? Жужжит, снимая их, автоматическая кинокамера. А они спокойны. Продолжают флегматично плавать. И тут вижу, что одна из* них теряет ориентировку. Плывет уже не горизонтально, а, вильнув хвостом, поворачивает головой вниз, ко дну аквариума. Понятно! Ей кажется, что она слишком высоко всплыла. Ведь вода перестала давить своей тяжестью со всех сторон на рыбку. Вода — невесомая. Рыба решила нырнуть вниз, поглубже, чтобы ощутить вес воды, которая над нею. Бесполезно. В самолете сейчас все невесомо. Вода не давит, а только касается, гладит, прилипая своей мокростью.

Вот и другие рыбы плывут по дну аквариума. Не найдя там «глубины», поворачивают кто куда. Одна, как бы танцуя, стоит на хвосте. Другая переворачивается на бок, а затем вверх животом и, конечно, не замечает этого. Потому что сейчас и в кабине, и в аквариуме нет ни «верха», ни «низа», так как не ощущается притяжение Земли. Когда мы ходим по ней, стоим, сидим, лежим, мы знаем — «низ» там, куда нас тянет, куда мы можем упасть или уже падаем.

Невесомость внезапно кончается, сменяется перегрузкой. Вода тяжелеет, сжимает рыб. Как по команде, они поворачиваются, занимают горизонтальное положение — спиной строго вверх. Подрагивая плавниками, пытаются медленно всплывать к поверхности воды. Туда, где меньше ее давление.

От уменьшения веса при невесомости рыбы старались уплыть, нырнув в глубину. Теперь пытаются избавиться от перегрузки, всплывая. Все необычное им не нравится!

Но вот самолет кончил соскальзывать с «горки». В салоне исчезла перегрузка, и рыбы вновь спокойно плавают, наверное, и не поняв, что же произошло в их водяном мире.

После полета золотые рыбки переселились в домашний аквариум к Танечке — дочке нашего бортмеханика.

ЛЯГУШКИ

Это земноводные животные. Они могут и долго плавать под- водой, и прыгать по суше. Поэтому для них в самолете были закреплены две большие стеклянные банки. Одна с водой, другая пустая. Одна лягушачья команда плавала, другая сидела в сухой банке.

Началась невесомость! В сухой банке квакушки полетели в воздухе, дрыгая сильными задними лапками, прижав передние к брюшку. Можно было подумать, что они хотят ускакать. Но их лапкам не во что было упереться. Бесполезно растрачивая силы, лягушки порхали в невесомости, как небывалые бабочки.

Совсем по-другому вели себя животные в воде. Что-то непонятное произошло с ними. Все до одной приняли странную позу: задние лапки согнуты в коленках, а коленки в стороны торчат, будто лягушки решили присесть на корточки. Передние согнуты в локотках. При этом . все мышцы упруго напряжены, а локотки оттопырены. Лягушки стали как резиновые игрушки. Неподвижные, плавают в воде будто загипнотизированные.

Смотрю на них, и вспоминается мне один случай. Однажды, когда я был мальчиком, увидел в луже лягушку и захотел посмотреть, как она плавает. Взял я веточку, тронул ее. Оттолкнулась лягушка задними лапками и поплыла. Я опять ее тронул, она снова поплыла. И так много раз. Наконец лягушка, наверное, поняла, что не отвязаться ей от надоедливого мальчишки, а может быть, надоело ей плавать, или устала она. И вот смотрю — ее передние и задние лапки согнулись, локотки и коленки растопырились, стали упругими. Потрогал ее—она как резиновая. И стала медленно опускаться на дно.

Когда лягушки попадают в безвыходное положение, они сгибают растопыренные лапки и опускаются на дно, чтобы скрыться в иле и придонных растениях.

Вспомнил я еще один случай: когда был студентом-медиком, нам показывали на лекции, как действует на разных животных табачный дым. Лягушку посадили под стеклянную воронку и стали окуривать дымом от сигареты. Скоро мышцы ее напряглись и все лапки согнулись. Кажется, лягушка присела на корточки, молится. Эта поза лягушек так и называется «поза молельщика». Вероятно, когда лягушки спасаются от неотвратимой