Юный Натуралист 1990-06, страница 7

Юный Натуралист 1990-06, страница 7

5

опасности, когда они отравлены табачным ядом никотином, у них напрягаются все мышцы сразу и позы в обоих случаях похожи.

Когда период невесомости кончился, я поменял местами лягушачьи команды. Животные из воды были пересажены в сухую банку, те, кто был в ней, погрузились в воду.

Началась новая невесомость. Лягушки, еще недавно как резиновые игрушки неподвижно плававшие в банке с водой, теперь, дрыгая ногами, порхали в воздухе. Еще недавно, в прошлой невесомости бешено дрыгавшие ногами, теперь как загипнотизированные без движения зависли в воде.

После полетов я выпустил лягушек в траву на берегу Москвы-реки около города Жуковского. Наверное, и сейчас, как наступит лето, лягушата квакают там и рассказывают, что их прапрабабушки, прапрадедушки были первыми лягушачьими испытателями невесомости.

ЯЩЕРИЦЫ

Это пресмыкающиеся. По земле, по камням они ползают, почти не отрывая брюшка.

Паря в невесомости, ящерицы извивались, часто перебирая лапками. Одна коснулась стенки прозрачного террариума хвостиком и тут же отбросила его. Наверно, чтобы он отвлекал неведомого врага. Хвостик самостоятельно поплыл в воздухе, извиваясь как маленькая змейка. Конечно, ящерица потом отрастила новый хвост. Они это умеют.

И ящерицы были выпущены после полета. Они сразу скрылись в траве.

птицы

Голубей перед полетом .принесли местные мальчишки. Они беспокоились — не случится ли чего-нибудь нехорошего с их питомцами. Я обещал, что в организме птиц в полете ничего не нарушится и что, наверно, они не оценят своей роли — первых птиц в невесомости.

Перед исчезновением веса голуби сидели либо на полу салона, либо на стульях, на столах, привинченных к полу.

Невесомость! Громко хлопая крыльями, птицы срываются с места, летят спиной вверх к потолку салона. Долетев, неуверенно пытаются встать ногами на потолок, при этом переворачиваются вниз головой. И вдруг вновь крылья хлопают,

От редакции:

Представляем нового члена редколлегии нашего журнала — Леонида Александровича Китаева-Смыка. Родился в 1931 году в Москве, когда там еще ездили на извозчичьих пролетках, запряженных красивыми рысаками, на крышах одно-двухэтажных домов парни гоняли стаи породистых голубей, а в Лужниках паслись коровы. Но первое непосредственное соприкосновение с животным миром произошло у двухлетнего Леонида не в Москве, а в Пекинском зоопарке, где он решил разбудить крокодила, просунув палец в его клетку. Крокодил мгновенно проснулся, но... палец удалось спасти. Незабываемая встреча.

В годы войны с фашиз-мом-Леонид жил в маленьком степном селе. Там он помогал взрослым ухаживать за различными домашними животными.

Окончив школу и медицинский институт с отличием, работал врачом. Потом занялся наукой. Защитил кандидатскую диссертацию. Изучил стресс, чтобы знать, что делать людям, оказавшимся в опасных условиях. Участвовал в подготовке первых космических полетов и в тренировке Юрия Гагарина. Иногда в экспериментах у Леонида Александровича подопытными становились животные. О некоторых таких опытах вы прочтете в этом номере журнала. Сейчас Л. А. Китаев-Смык участвует в решении проблем социальной и психологической экологии, работая старшим научным сотрудником Института психологии АН СССР.