057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 9

057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 9

подвижники

Вверху: По преданию, этот камень на Святой горе служил местом молитвы первым насельникам Псково-Печерской обители.

Справа: Внутреннее убранство Успенского пещерного храма, устроенного преподобным Ионой. В XVI веке соборный храм существенно расширили, однако строителем его до сих пор называют прп. Иону.

поправился. Ко гробу его, изнемогшего, несли иноки. А от гроба он шел уже своими ногами, «никим не водим». Имя преподобного Марка отныне навечно утвердилось в синодике Псково-Печер-ского монастыря.

Вместе с первым пустынножителем Печерским Марком в первых строках этого синодика указаны имена преподобных Ионы и Вассы. Преподобные Иона и Васса, будучи супругами, прошли нелегкий путь, прежде чем надели монашеское облачение. Согласно летописным источникам, прп. Иона носил в миру имя Иоанн и был выходцем из «Московской страны». С женой (в миру она звалась Марией) и двумя сыновьями он в 1467 году прибыл в Дерпт (Юрьев) по поручению священноначалия. То, что ему поручили такую миссию, дает нам основания предполагать, что прп. Иона был образованным и наделенным проповедническим даром пастырем, ибо именно такие священники требовались в Ливонии, на переднем крае противостояния латинянам. В Дерпте, однако, священник Иоанн пробыл недолго. В 1470 году мы уже находим его в Пскове. Неясными остаются обстоятельства его ухода из Дерпта (прп. Иона, очевидно, был мужественным и терпеливым человеком — гонения католиков не могли

испугать его). Но дальнейшее развитие событий показывает, что он глубоко переживал свое «бегство». По преданию, именно по прибытии в Псков святой надел под рясу в качестве вериг кольчатый панцирь. Когда же он получил известие о мученической гибели дерптского пресвитера Исидора вместе с несколькими десятками других православных христиан (8 января 1472 года латиняне столкнули их в реку под лед), отец Иоанн, скорбя о том, что оставил свою дерптскую паству, решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Как раз в это время на торгу ему привелось услышать о «пещере при потоке Каменце». Теперь священник ясно увидел свой дальнейший путь.

Вслед за мужем последовала в лесную пустыню и Мария. С ним она разделяла все невзгоды, все его, подчас непосильные, труды. И приняла за это высокую награду от Господа — стала первой постриженницей зарождавшегося Псково-Печерского монастыря, а через мощи ее было явлено первое чудо, сохранившееся в монастырской летописи. Было это так. Работая вместе с супругом над устройством пещерной церкви, Мария тяжело заболела. Перед кончиной она приняла постриг с именем Васса. Оплакав и отпев жену, отец Иоанн похоронил ее в пещерной

могиле. Дальнейшие события составитель исторического очерка о Псково-Печерском монастыре описывает так: «В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище».

После кончины своей верной сподвижницы отец Иоанн принял постриг с именем Иона и с еще большим усердием продолжил трудиться над устройством пещерного храма. Он успел увидеть плоды своих трудов: при нем была достроена и — не без затруднений — освящена Успенская церковь, при нем стали приходить в обитель первые иноки. Скончался он около 1480 года — как повествует об этом летописец, «пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу». «И погребен бысть в той же пещере», где уже покоились останки преподобной Вассы.