057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 7

057. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

Справа: В 1903 году в Печорах и Псково-Пе-черском монастыре побывал Николай II. На фото: эстонские девушки в национальных костюмах встречают государя при въезде в Печоры.

Справа внизу: В нижнем этаже настоятельского дома в 1920-е годы, когда Печоры принадлежали Эстонии, находилась землеустроительная контора. В верхнем этаже жил мировой судья.

сещении Псково-Печерского монастыря. Вот, например, отзыв писательницы Е. А. Вороновой (она посетила Печоры в 1899 году): «Все, кто имел счастье побывать в этой обители и провести под ее сенью несколько дней, испытали на себе ее таинственное, благодатное влияние. Все скорбные и отягченные жизнью, которых вера или даже случайность привели сюда, уезжают отсюда успокоенные, обновленные, с новым запасом душевных сил».

Пришел 1917 год. Вместе со всей Россией Псково-Печерский монастырь вступил в новую эпоху. Сразу после известия о революции в Пскове и его окрестностях начались брожения. Страна была переполнена дезертирами. Появились банды, промышлявшие грабежами и разбоями. Одна из таких революционно настроенных банд совершила нападение и на Печерскую обитель. Бандиты (в недавнем прошлом — простые солдаты), распропагандированные «против царя», пытались сбить из пулемета двуглавого орла, украшавшего Святые ворота обители на протяжении двух веков. Но меткостью пулеметчики не отличались (а возможно, были просто нетрезвы), и выполнить это намерение им не удалось. Меж тем пулеметные очереди стали угрожать разрушением самой башне. Тогда за ворота вышел настоятель монастыря архимандрит Александр (Петровский). Он потребовал прекратить стрельбу, но ответом ему стали новые выстрелы и угрозы. Лишь после того как отец Александр предложил бандитам денег, они сняли орла руками (нашелся смельчак, который согласился залезть на башню) и убрались восвояси. Пулемет был брошен неподалеку.

В течение гражданской войны Печоры несколько раз переходили из рук в руки. В 1918 году их оккупировали

немцы, в феврале 1919 года в город вошли белоэстонские войска, 2 марта его захватила Красная Армия. Она продержалась в Печорах менее месяца, и 29 марта город вновь оказался в руках эстонцев. 2 февраля 1920 года Печоры официально вошли в состав Эстонской республики. За то время, что война полыхала вокруг монастыря, он пришел в совершенный упадок. Большинство братии к 1920 году составляли дряхлые старцы, многие строения лежали в руинах. Монастырские коровы и лошади были реквизированы, экспроприированы, украдены. Запасов продовольствия не оставалось никаких. После того как обитель оказалась на территории суверенной Эстонии, ее хозяйственную жизнь пришлось налаживать заново. К счастью, в этот нелегкий период Господь послал достойного настоятеля — в 1920 году им стал иеромонах Иоанн (Булин). Хиротонисанный в 1924 году во епископа Печерского, викария

Таллинской епархии, он с удвоенной энергией продолжил восстановление монастыря, стремясь вернуть ему былую красоту.

В 1923 году Эстонская Православная Церковь (а вместе с нею, естественно, и Псково-Печерский монастырь) вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1940 году, после присоединения Эстонии к СССР, митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) объяснял это давлением, оказанным на Церковь эстонскими властями. 12 мая 1941 года состоялось присоединение Эстонской Автокефальной Церкви к Русской Православной Церкви. Но это, пожалуй, было единственным положительным для Псково-Печерского монастыря следствием вхождения Эстонии в состав Советского Союза. Переименованный в «Печерскую христианскую Успенскую мужскую трудовую общину», он ждал закрытия со дня на день.