Техника - молодёжи 1979-11, страница 11

Техника - молодёжи 1979-11, страница 11

чит как «земле делание». Если угодно, «земледелие».

Освоившись в солнечной системе, человек полетит к звездам. Но первыми на разведку отправятся радиоволны, неся в звездный мир весть о людях Земли. Ученые уже сегодня задумываются над тем, как сделать такие сигналы более информативными и более «заметными» для чужих разумных существ — кстати, этих последних на международном научном жаргоне сейчас так и называют «ЭТИ», то есть «Экстра-Терральные (внеземные) Интеллектуалы». Специалисты спорят о том, какой вид связи предпочтительнее для межзвездных расстояний. Однако нужно предполагать, что будущее даст в наши руки более совершенные средства, чем морзянка, световая лазерная сигнализация или даже телевидение.

Но чем бы ни кончились поиски контакта с другими обитаемыми мирами, человек рано или поздно и сам двинется к границам Галактики. К этой отдаленной эпохе относится картина Прокопчука «Станция под пульсаром» (р и с. вверху). Прочный купол базы космопроходцев возвышается над камнями одинокой планеты, чудом уцелевшей после самой разруши

тельной из мыслимых катастроф — ,вспышки Сверхновой. Местное солнце в результате взрыва потеряло часть массы и «съежилось», став нейтронной звездой, или пульсаром, — небольшим даже по земным меркам шаром с поперечником всего около 10 км. Но, как говорят, мал золотник, да дорог — вещество нейтронной звезды во столько же раз плотнее самых тяжелых металлов, во сколько световой год длиннее одного километра!..

Самой нейтронной звезды на картине Прокопчука не видно — она, вероятно, уже закатилась или еще не взошла. Но если бы даже пульсар «попал в кадр», то едва ли мы отличили бы его от других звезд, настолько слабо его оптическое излучение. Зато магнитное поле нейтронной звезды чудовищно. Космос вокруг буквально содрогается от бушующих здесь магнитных бурь, а небо планеты (кстати, первая за пределами солнечной системы планета обнаружена действительно в системе одного из пульсаров) полыхает костром невиданных по масштабу полярных сияний. Что же творится в подобном мире с радиоприемником или с компасом?.. А с человеческой психикой? С его мыслями и {эмоциями?..

Но отвечать на такие вопросы —

дело других. Художник свою задачу выполнил. Он показал нам планету в системе пульсара — чуждый землянину мир. Место, прямо скажем, для жизни не совсем подходящее, но... Как писал в одном из своих рассказов молодой польский фантаст Виктор Жвикевич: «Люди есть всюду. Или будут».

Так будет, а пока приходится прибегать к помощи воображения. Но искусство художников-фантастов уносит в неизмеримые бездны пространства и времени не только тех, кого изображают их творения. Ведь узенькая тропинка, выходящая из-под купола станции на картине Прокопчука, соединяет его героев с нами, их предками и предшественниками.

МИХАИЛ РОМАНЕНКО