Техника - молодёжи 1979-11, страница 10

Техника - молодёжи 1979-11, страница 10

ЛАНДШАФТЫ ВСЕЛЕННОЙ

Марс, каким его показывает нам Рэй Брэдбери в своих «Марсианских хрониках», очень разнообразен — то безводная красная пустыня, то развалины древних храмов, то многолюдные города на берегах полноводных каналов. Фантазия писателя кажется излишне причудливой, но в действительности отражает эволюцию наших взглядов на Марс, иногда предваряя открытия, сделанные только в последние годы.

На протяжении долгих десятилетий земляне мечтали встретить на этой планете братьев по разуму. Атмосфера, полярные шапки, сезонные изменения окраски, наконец, знаменитые каналы — все, казалось, подтверждало гипотезу о разумной жизни. Однако первая же разведка Марса автоматическими межпланетными станциями (рейс «Маринера-4» в 1965 году) разочаровала приверженцев этой гипотезы. Марс на фотографиях выглядел

двойником Луны: бесстрастные глаза камер запечатлели мертвую пустыню, изрытую метеоритными бомбардировками.

Энтузиасты тем не менее не сдавались. С прежним воодушевлением они отстаивали гипотезу о том, что если разумной жизни на Марсе нет, то она, по крайней мере, была в прошлом. В частности, Фобос и Деймос — это искусственные спутники, запущенные в незапамятные времена вымершими марсианами...

В космос один за другим уходили советские и американские зонды и передавали на Землю все новые изображения красной планеты и ее ближайших окрестностей. Предположение об искусственном происхождении спутников продержалось недолго — на фотографиях, полученных с близкого расстояния, отчетливо видно, что Фобос и Деймос — это изъеденные кратерами и трещинами «летающие горы». Зато сам Марс в результате последних экспедиций показал людям свое второе лицо. Мы увидели циклопические горные вершины и каньоны, похожие на земные, увидели русла высохших рек, полярные ледники толщиной в сотни метров... Наконец, появились данные «Викингов», не противоречащие предположению о существовании на планете примитивных форм жизни. Похоже, что надежда, угаснувшая было совсем, сейчас опять возрождается.

Этой воскрешенной мечте очень созвучна одна из картин сибирского художника-фантаста Сергея Прокопчу ка «Утро на Марсе». Сам из Иркутска, Прокопчук долгое время пробыл в Монголии. Суровая природа Сибири и хрупкая красота азиатских пустынь — вот два главных истока его фантастического видения мира. Преломив реальные пейзажи своим воображением, художник показывает Марс таким, каким сегодня нам хотелось бы его видеть.

Мы видим высокие, почти нетронутые эрозией скалы, темный камень кругом и старый метеоритный кратер, заполненный драгоценной влагой. Гладкое водное зеркало отражает зыбкий рассвет. Древний Марс еще дремлет, но невидимое Солнце уже всплывает к его горизонту. Планета скоро проснется — ее разбудят люди Земли.

О том, как это произойдет, повествует другая работа из марсианского цикла художника. «Первая борозда» (рис. слева) проложена пока не плугом, а ракетой. Но свой след оставит здесь и орудие земледельца. Кстати, в последнее время в научную терминологию вошло слово «terraformation» — преобразование планеты с целью сделать ее пригодной для жизни. Буквальный перевод этого термина зву-

^—tJ