060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 30

060. Ново-Тихвинский монастырь, страница 30

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

гослужение, но, прежде всего, помогают молиться правильно. Древние церковные песнопения исполняются не по нотам, а по особым знакам — «знаменам», или, как их еще называют, «крюкам». Они отличаются от современных нот тем, что один крюк может обозначать сразу несколько звуков. Звуки складываются в попевки — устойчивые мелодические обороты. Последние имеют свои названия — например, «Уныл-ка», «Храбрица полная съ паукомъ великимъ», «Колыбелка съ ударкой». В древности крюки указывали и на характер исполнения: «возгласить светло и сановито», «дрогнуть, покудрить гортанью», «дващи подернути горлом». Древнерусское богослужебное пение создавалось на основе византийского, которым тоже занимаются новотих-винские сестры. На богослужении они поют «по-византийски», с так называемым исоном — непрерывно длящимся звуком, служащим фоном для мелодии. Исон — художественное изображение вечности. Недавно благодаря трудам сестер и специалистов-музыковедов современному слушателю стал доступен шедевр древневизантийского богослужебного пения — Великий полиелей Мултанский, в течение нескольких веков хранившийся на древних свитках. Это произведение, как и другую богослужебную музыку в исполнении хора Ново-Тихвинского монастыря, можно услышать на нескольких дисках, выпущенных обителью.

Игумения Домника (Коробейникова), духовник схиигумен Авраам (Рейдман), схиигумения Злата (Нестеренко) (до схимы настоятельница обители игумения Любовь).

Если перечислять другие виды служения ближним, то это катехизаторские и библейские курсы, общество православных педагогов, молодежный клуб. В Просветительском центре выступают известные лекторы, проповедники, педагоги. Духовенством обители окормляются городские колонии и тюрьмы. Ведется большая миссионерская работа на подворьях обители в Верхотурском районе.

Сестры возрождают традиционные для Ново-Тихвинского монастыря церковные ремесла. До революции прибыль от сбыта продукции во многом формировала бюджет обители. Сегодня перед монастырскими мастерскими стоят не столько экономические задачи, сколько стремление возродить церковное искусство, которое по существу тоже является проповедью. Каноническое церковное искусство открывает путь к истине, вводит чело-

Вверху слева: В швейной мастерской.

Вверху справа: В Греко-славянском кабинете.

века в здоровую духовную традицию, прививает ему вкус к подлинной культуре. Правильное богослужебное пение, иконы и вышивка — все это без слов свидетельствует о вечной и неотмир-ной красоте Православия, помогает людям обрести Бога.

Возрождение древних традиций богослужебного пения началось в Но-во-Тихвинской обители сразу после ее возобновления в 1994 году. Древнерусские распевы — знаменный, деме-ственный, путевой — непривычны для современного слушателя, как правило, воспитанного на принципиально иной музыкальной культуре. В основе этих распевов лежит опыт молитвы и бого-общения, они не просто украшают бо