062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 15

062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Справа: Образ Успения Божией Матери на внешней стене собора.

Справа внизу: Празднование в несть Святогорской иконы Божией Матери.

Служба в Успенском соборе.

иконостасы и другие церковные принадлежности, все это в совокупности доходило до 600 тыс. рублей. Вспоминая впоследствии об этих расходах, отец Герман сам удивлялся, откуда брались у него деньги на их пополнение, и все это приписывал великой милости и помощи Богоматери».

Строительство завершилось к 1868 году (4 сентября был освящен главный престол). Надо отметить, что собор возводился не без затруднений. Как пишет Ковалевский, «при своде сводов левый западный столб дал трещину, и пришлось все четыре соборных столба увеличить в объеме и укрепить подземным фундаментом вокруг их основания». Интересно, что незадолго до этого, в августе 1861 года, обитель посетил Александр II и, осмотрев строящийся собор, заметил, что «столбы его потолще нужно бы сделать». Трещина в столбе растревожила архимандрита Германа не на шутку: ему стало казаться, что все здание должно вот-вот рухнуть. Немало сил пришлось приложить подрядчику, чтобы убедить настоятеля в неопасности этой трещины и достаточности мер, принятых к ее устранению.

«Чудно прекрасен вышел по своей древневизантийской архитектуре этот собор, просторный и светлый в середи-

От росписей, украшавших соборный храм в XIX столетии, к настоящему времени уцелели лишь некоторые фрагменты.

не и очень красивый снаружи... — писал А. Ф. Ковалевский. — Самый собор по окна отделан под мрамор, с полированными панелями из дубового дерева вокруг стен его внизу, с возвышенными клиросами у передних его столбов и такой же высокою солеею пред иконостасом. Весь собор в приличных местах расписан святыми иконами, в золоченых лепных рамах, а у четырех столбов его устроены лепные беломраморные изящные киоты».

Особой торжественностью отличались богослужения в Успенском соборе. Писатель Е. Л. Марков в очерке «Святые горы» (1901) отмечал, что служба здесь «величественная и долгая, по Афонскому уставу... Два многолюдных хора соединяются при пении главнейших стихир в один общий хор, черный ряд мантий и клобуков сурово-траурным полукругом становятся тогда пред царскими вратами, и могучие мужественные голоса, свежие и звонкие, какие вырабатываются только на вольном просторе малороссийских степей, без смягчающей примеси дискантов и

альтов, — наполняют высокие своды собора важными и торжественными звуками священных песнопений, особенно подходящими ко всему строгому духу монастырской службы».

После закрытия монастыря Успенский собор «приспособили» под театр, а позднее — под дворец культуры с кинозалом. К середине 1970-х годов здание, переоборудованное таким образом, потребовало серьезного ремонта. Он был произведен в 1979—86 годах Черниговской, а затем Сумской реставрационными мастерскими. В целях воссоздания первоначального облика собора в 1985 году на его главах даже установили кресты (хотя дворец культуры в храме в это время продолжал функционировать). Реставрация собора с учетом его подлинного назначения была проведена лишь после передачи комплекса монастырских зданий Церкви. Освящение собора после масштабных восстановительных работ совершил 8 сентября 2000 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).