062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 21яшнный lid жш шп§Предание о явлении образа свт. Николая на меловом столпе в пещерной церкви пережило века, пережило разорения, скорби, упразднение монастыря. Пережило и сам чудотворный образ — сейчас в обители сохраняются только списки с него. аолгие века сохраняется в Святогорской обители предание о явлении здесь образа святителя Николая. За давностью лет предание это стерлось, лишившись всех своих красочных подробностей, но и по сей день любой послушник Лавры укажет вам место на меловом столпе в Иоан-но-Предтеченском меловом храме, где некогда явилась чудотворная икона святителя. Произошло это, согласно разным источникам, приблизительно в XVI веке — то есть в ту самую пору, что наиболее слабо документирована и представляется в нынешнюю эпоху чуть ли не легендарной в истории Святогорского монастыря. Тем не менее на правдивость этого предания указывают участившиеся именно со второй половины XVI столетия письменные упоминания о «Святых Горах». «Как ни рассуждайте, — писал свт. Филарет (Гумилевский), — это название объясняется лишь тем, что с 1540 г. уже слишком известна была святыня Донецкой Вверху слева: Список с явленной иконы свт. Николая. Обратите внимание, что в нижней его части изображен Никольский храм, а сам святитель назван «Миколаем». Вверху справа: Тот самый меловой столп в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви, на котором, по преданию, явился образ свт. Николая. скалы — образ святителя Николая, обретенный иноками, и святость подвизавшихся здесь иноков». Явленный образ свт. Николая давно уже исчез из поля зрения святогорских монахов. Сохранились лишь его списки, относящиеся к более позднему времени. Но и они весьма почитаются верующими. Известно, что особую любовь к святителю Николаю имел архимандрит Арсений, возобновитель монастыря. Акафист ему он читал наизусть. В очерке А. Н. Муравьева, посвященном Святым Горам, находим следующий сюжет: «В четверток, собственно посвященный памяти великого святителя Николая, я просил настоятеля (то есть о. Арсения — прим. ред.), чтобы он сам отслужил литургию на вершине скалы и позволил мне нести образ Чудотворца по внутренним пещерам до верхней церкви. Рано утром, при пении стихир Богоматери и Святителю взошли крестным ходом внутрь пещер, со свечами в руках и с обеими иконами, Пречистой Девы и Чудотворца. Усердствующие богомольцы сменяли друг друга для их несения по крутому подъему... Во внутренней церкви остановились для чтения акафиста, который прочел наизусть сам настоятель, и умилительно было слушать его в той самой церкви, где на столпе явилась икона Святителя и где долго был единственный дом молитвы для многих подвижников. Потом мы вышли опять на Божий свет, на темя скалы, при пении ликов, как бы воскресшие из недр земли, и литургия совершилась торжественно в обновленном храме». ШКОЩ ЧС
|