062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 24

062. Свято-Успенская Святогорская Лавра, страница 24

тщ пршрш wmm

Главные святыни Святогорской Лавры сосредоточены, как тому и положено быть, в соборном храме обители. И если об одной из них мы только что рассказали, то рассказ о другой еще предстоит. Речь идет о мощах преподобного Иоанна Затворника.

V •

-

. V з?V

У V ■ V

•х

> V ■■>

т

шщ

т

^^jfe^acsa? -яр

'Vх-/ 'if/

■ . * V -----

Место упокоения преподобного Иоанна Затворника (он был погребен близ больничного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери).

Ж бретение мощей прп. Иоанна, 1%равно как и прославление свя-%1того, состоялось уже в наши дни, W после возобновления монастыря. В начале XX века предпринимались некоторые шаги в этом направлении: в 1908 году архимандрит Вассиан с братией и местными жителями ходатайствовал в Харьковской духовной консистории о разрешении расследования случаев чудесных исцелений, которые бывали у могилы почившего иеросхи-монаха Иоанна. Соответствующие документы были направлены в епархию, и архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), рассмотрев их, попросил прислать также «сведения о жизни преподобного иеросхимонаха Иоанна и его чудесах по преставлении». Вскоре архимандрит Вассиан передал владыке три книги, одну печатную (жизнеописание Иоанна Затворника, составленное А.Ф. Ковалевским и изданное в 1880 году) и две рукописные. В последних содержались рассказы об исцелениях, совершившихся у могилы затворника в разное время. С 1877 года эти рассказы скрупулезно собирал монах Власий, живший при больничной церкви и несший послушание записчика на панихиды, которые служились возле места

упокоения подвижника. Фиксировал также случаи исцелений и протоиерей Григорий Дюков, проживавший на покое при больничной церкви на хуторе. Свидетельства эти — числом 85 (причем многие были удостоверены подписями исцеленных) — и составили две рукописные книги, переданные владыке Арсению.

К сожалению — а может быть, и к счастью, — начатый процесс кано-

Рака с мощами преподобного Иоанна в Успенском соборе.

Место упокоения преподобного Иоанна Затворника (он был погребен близ больничного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери).

низации и обретения мощей в предреволюционные годы не был завершен. Страшно представить себе, что сталось бы с честными останками преподобного, если бы они почивали открыто в то время, когда по стране прокатилась волна вскрытий и осквернений мощей.

Могила преподобного Иоанна не затерялась в безбожные годы. Несколько раз «активисты» убирали с нее крест, но верующие очень быстро восстанавливали его. Паломничества к месту упокоения старца не прекращались. И по молитвам его по-прежнему совершались исцеления.

Понимая, что нахождение мощей в земле не сможет остановить большевиков, если они уж очень взъярятся (сколько ведь было случаев разорения кладбищ), святогорские иноки распространили в 1922 году слух, что останки Иоанна Затворника из могилы вынуты и увезены в Киев. Местные жители, однако, не поверили в эту «официальную версию». Слишком неправдоподобно выглядела она: везти мощи в Киев в условиях полной разрухи и отсутствия минимальных гарантий безопасности — это представлялось невозможным... Но, во всяком случае, разрыть могилу преподобного большевики после озвучивания этой версии не пытались.

Уже в 1980-е годы на заброшенных кладбищах Святогорской пустыни появились безвестные гробокопатели, осквернявшие могилы не из идеологических соображений, а гонимые жаждой наживы. Настоятель Воронежского кафедрального собора архимандрит Алипий (Погребняк; ныне — схиепископ Алипий) вынужден был посылать своих духовных чад в Святые

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал православные храмы №24

Близкие к этой страницы