064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 4

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

XI Именно к этому времени историки относят появление Холковского городища — пограничной крепости Черниговского княжества.

1185 Встреча князей Игоря и Всеволода Святославичей перед походом на половцев — как предполагается, близ Холковского городища.

.XIV tU-K Считается, что именно в это время

приходят на Белгородчину из Киево-Пе-черского монастыря первые строители и насельники Холковской пещерной обители.

1620 Первые упоминания о монахе Геласии

как о настоятеле Холковского пещерного монастыря.

1635 Царь Михаил Федорович освобождает монастырь от налогов.

1637 Основание «Жестовой острожки».

1653 Монастырь получает царскую жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей.

1667 Образование Белогородской и Обоян-ской епархии.

1748 Хиротония святителя Иоасафа (Горленко) во епископа Белгородского и Обоянского.

1754 Кончина святителя Иоасафа Белгородского.

1764 Холковский монастырь упразднен.

Преображенский храм обращен в приходскую церковь.

1812 Старейший наземный храм бывшего монастыря (Никольский) погибает в пожаре.

18 30-е Князь А. Б. Голицын выделяет средства на восстановление храмов и возобновление иноческой жизни в Холках, однако его замысел не получает развития.

1909 Настоятелем Преображенского храма становится отец Вячеслав Васильчиков, по чьей инициативе были предприняты розыски подземного храма и келий.

1920 Смерть Никиты Бычкова, на протяжении нескольких десятков лет рывшего «альтернативный» ход к подземному монастырю.

1930-С Уничтожен Преображенский храм.

1990 Начало восстановительных работ в пещерном комплексе бывшего монастыря.

1997 Епископ Белгородский Иоанн (Попов) закладывает три камня на месте строительства храмов — Донского, Владимирского и Антониево-Феодосиевского.

1999 Открытие Свято-Троицкого Холковского монастыря.

пещерной обители называют выходцев из Киево-Печерского монастыря, пребывавшего в то время в запустении после разорения его татарскими полчищами. В сущности, предположение это не противоречит имеющимся фактам. Например, на то, что строились пещеры Холковского монастыря киево-пе-черскими монахами, указывает ряд архитектурных особенностей холковских храмовой и жилых пещер.

Что касается доступных к настоящему моменту документальных свидетельств о существовании Холковской обители, то наиболее ранние из них относятся к 1620 году. Настоятелем пещерной пустыни в этот период называется инок Геласий. Иногда 1620 год обозначается как дата основания монастыря, однако такой вывод ошибочен. Вполне вероятно, что монастырь мог пережить период запустения, а потом опять возобновиться, но произошло это очевидным образом раньше 1620 года.

Вверху: Предполагается, что строителями монастыря были иноки, пришедшие из Киева. На фото: Киево-Печерская Лавра на закате.

Слева: Первый наземный храм Холковской обители был построен из дерева и освящен во имя святителя Николая.

Документы первой половины XVII столетия уже показывают нам вполне развитую обитель. В 1635 году царь Михаил Федорович освободил ее от налогов. И он, и наследовавший ему Алексей Михайлович заботились о благосостоянии монастырей, и Холковский не стал исключением. Ему были пожертвованы участки леса, пахотные земли, пастбища, рыбные ловли, а также богослужебная утварь, иконы и облачения. Так, Алексей Михайлович вложил в монастырь большой образ прп. Алексия, Человека Вожия, своего небесного покровителя. Образ был снабжен, как можно судить по сохранившимся описаниям, богатой ризой. В 1653 году настоятель Холковского монастыря (им был тогда старец Евфрем) получил от царя Алексея Михайловича грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной на берегу реки Холок.

На протяжении довольно длительного времени монастырь сохранял пограничное положение. И он сам, и окрестности его часто подвергались набегам татар, и ввиду этой опасности монахам приходилось держать запас оружия и пороха, а самим время от времени «переквалифицироваться» из воинов Христовых в заправских солдат.

•(ft «п*