064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 6

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Преображение Господне. Икона северного письма, датируется XVI веком. Преображенский храм появился в Холках в середине XVII столетия и простоял до 1930-х годов. Правда, в последние десятилетия он был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Среди монастырского имущества того времени упоминается «пушечка медная турская, дань с донских казаков, а по весу в ней семь пуд». Ради защиты от крымских татар в 1637 году на самом высоком из Холковских холмов (в старину носивших название Жестовых гор) была построена так называемая «Жестовая острожка» (или «Жестовый острожек»).

В лучшие годы монастырские владения простирались на тридцать километров от Холок. Еще в 1627 году близ обители упоминается монастырская Никольская слободка (по деревянному Никольскому храму, построенному в монастыре примерно в это же время). По межам она граничила с деревнями Тростянец и Холань. К сере

дине XVII века слободка насчитывала 17 дворов. Разрасталась она, пользуясь близостью монастыря и «острожка», довольно быстро: к концу XVII столетия здесь насчитывалось уже почти сто дворов с населением в 350 человек. Население села продолжало увеличиваться вплоть до революции. К 1917 году в нем проживало 2000 человек обоего пола, была каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, мельницы, церковноприходская школа, три лавки, а пахотные и пастбищные земли занимали до 1000 гектаров.

Холковский монастырь, впрочем, не застал расцвета бывшей Никольской слободки, а нынешнего села Холки. В 1764 году он был упразднен, пополнив, таким образом, длинный

список жертв секуляризации. Наземные храмы его — деревянный Никольский (сгорел в 1812 году) и каменный Преображенский постройки середины XVII века (впоследствии переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери) — стали приходскими. А пещеры постепенно приходили в запустение и ветшали. Сейчас иногда говорят, что монахи, уходя из обители, замуровали вход в пещерный комплекс, однако в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год», а также и в других, даже и несколько более поздних, изданиях существует детальное описание холковских пещерных келий и храма, и, следовательно, замуровано подземелье не было. Но местные жители не особенно интересовались пещерами, имея в своем распоряжении прекрасный наземный храм, и место входа в монастырские подземелья забывалось, зарастало бурьяном, а к началу XX века обвалилось.

В 1830-е годы предпринималась попытка восстановить монастырь. Об этом кратко сообщается в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», составленных старшим редактором Центрального статистического комитета В. В. Зве-ринским (1835—1893): «В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а равно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А. Б. Голицына, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым».

И все-таки пещерному храму Холковского монастыря суждено было пережить второе рождение до революции. В 1909 году настоятелем бывшей монастырской (наземной) церкви стал отец Вячеслав (Васильчиков). Его заинтересовали рассказы о некогда существовавшей в холмах обители, и он организовал раскопки. Храм нашли и даже освятили, соединив его слуховой трубой с верхней церковью — чтобы можно было слушать богослужение, находясь внизу. Но не на бережную радость людям был восстановлен пещерный храм. Буквально через несколько лет он оказался перед угрозой полного разрушения.

После революции весь пещерный комплекс власти решили приспособить под овощехранилище (намерение отчасти понятное, поскольку в пещерах, в силу их уникальной атмосферы, не