064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 9

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 9

подвижники

большей выдержки в претерпевании физических неудобств, поскольку зимы здесь бывают весьма и весьма суровы.

Крымские пещерные монастыри (равно как и кавказские) — за исключением некоторых — изучены очень мало. Они почти не оставили по себе следа в истории русского монашества, и о жизни древнейших подвижников крымских скал нам ничего не известно.

Гораздо лучше мы представляем себе киевский период истории «пещерного монашества». Несомненно, что большинство киевских старинных монастырей возникло над прежде существовавшими пещерными комплексами. Когда появились они? Согласно «Слову о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона (XI век), уже при равноапостольном князе Владимире: «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло... Фимиам, возносимый к Богу, освятил воздух. Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились...»

То, что в Киеве при Владимире и его первых преемниках существовали монастыри, известно нам и из Жития преподобного Феодосия Киево-Печерско-f

Вверху слева: Древний Инкерманский Свято-Климентовский монастырь является одним из известнейших пещерных монастырей Крыма.

Вверху справа: Пещерная церковь во имя прп. Алексия, Человека Божия, в Свято-горской Лавре (она, как и многие другие монастыри, была основана, по преданию, выходцами из Киево-Печерского монастыря).

го. Как помним, придя в Киев, он «обь-ходи вся манастыря, хотя быти мних и моляся им, да прият ими будет». То же самое говорилось и в Житии преподобного Антония Киево-Печерского. Но доподлинно известно, что собственно «наземных» обителей в середине XI века еще не существовало (Софиевский, Ирининский и Георгиевский только-только строились) — и, следовательно, речь и в «Слове», и в Житиях идет именно о монашеских пещерах.

Среди киевских монастырей, начинавшихся в свое время с пещер, надо назвать следующие: Межигорский (основан в X веке, разрушен в 1935 году), Кирилловский (основан в XII веке), Михайловский Златоверхий монастырь (основан в начале XII века или несколько ранее), Пустынно-Николаевский

(именно в этом монастыре, кстати, приняла постриг мать преподобного Феодосия Киево-Печерского) и некоторые другие. Главное же, не забудем о Зверинецких пещерах и Киево-Пе-черской Лавре.

Зверинецкая пещерная обитель возникла, как считают исследователи, раньше Киево-Печерской — вскоре после принятия Русью христианства, в X веке. Недолгий, но яркий расцвет Зверинецкого монастыря приходится на XI век, в конце которого он был уничтожен половцами. Монахи, скрывавшиеся в пещерах, приняли воистину мученическую смерть: половцы засыпали выходы из пещер, и иноки медленно умирали от голода, жажды и недостатка воздуха. Судя по сохранившимся скелетам, всего их, замурованных заживо, было не более трех десятков. Только в конце XIX века пещеры, около девяти столетий остававшиеся погребенными под толщей земли, были обнаружены.

Развитие пещерных монастырей и всего монастырского быта удобнее всего увидеть на примере Киево-Печерской Лавры. Созидалась она вокруг пещеры, ископанной для одиноких молитвенных подвигов священником Иларио-ном, служившим в церкви Двенадцати апостолов в Берестове, предместье