064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 11

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 11

подвижники

Вопрос лишь в том, сколь долго подвизались в пещерах холковские иноки. За неимением точных указаний на время основания монастыря и появления его первых наземных построек нам сложно сделать какие бы то ни было выводы на сей счет. Надо учитывать еще, что сама работа с меловой породой берет много сил и времени, так что пещеры в Холках не могли появиться быстро. Годы и годы прошли, прежде чем они превратились в законченный архитектурный комплекс.

Сточки зрения реконструкции жизни «среднего холковского подвижника» (а в том, что люди, населявшие эти пещеры, были настоящими подвижниками, сомнений нет — это становится ясно даже при самом поверхностном знакомстве с условиями их существования) наибольший интерес представляют, конечно, кельи. Холковская келья есть очень небольшое помещение, вдоль одной стены которого по всей длине вырублена в мелу лежанка. В стене устроены полка — для книг и свечей — и углубление для икон. В сырой атмосфере пещер (сырость такая, что одежду, оставленную здесь на ночь, утром можно отжимать) деревянные иконы быстро приходили в негодность. Чтобы продлить срок их службы, их помещали так, чтобы за ними оставалось какое-то пустое пространство. Это, впрочем, лишь отчасти защищало иконы от гниения.

Мирскому человеку, взирающему на меловые кельи, кажется странным,

Окошко кельи затворника в пещерном комплексе Холковского монастыря.

что кто-то из здешних иноков мог желать более сурового подвига. Однако желали — и уходили в затвор. Келья затворника в Холковском монастыре тоже сохранилась. По площади она еще меньше обычных келий, и в ней нет лежанки: затворник спал в гробу. С кори-

Вверху: Псково-Печерский монастырь с вырытым в песчаном холме Успенским храмом и пещерами, Богом зданными, представляет собой редкий тип пещерной обители на русском Северо-Западе.

Справа: В соседней с Белгородской Воронежской епархии также есть свои пещерные монастыри, хотя не все из них действуют. Например, Шатрищегорский монастырь, когда-то расположенный в этом холме, пришел в запустение уже давно.

дором келья соединена лишь окошком, через которое подвижнику подавались пища, вода, свечи. Понять ближе житие безвестных холковских затворников можно на примере затворников киево-печерских, о которых сказано немало. Вот, например, выдержка из «Киевского паломника», написанного профессором Киевской духовной академии И. П. Максимовичем (1807—1861): «Иногда пещерные иноки, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, искапывали для себя пещеру и, своими руками заградив навсегда вход в нее, разрывали таким образом навеки всякое сообщение с людьми, подвергали себя всем невыгодам безотрадного одиночества и добровольно лишали себя наслаждений — даже совершенно чистых и духовных, каковы: присутствие при Богослужении, собеседование с братией и прочее. Только два-три раза в неделю игумен пещерный, или кто-либо из братий, подходил к узкому отверстию в пещере затворника, полагал в нем небольшую просфору и, ис

просив благословения его, безмолвно удалялся. И когда скудная пища сия при других посещениях оставалась нетронутой, то по этому и заключали, что святой отшельник уже скончал земные свои подвиги. Тогда к пещере собиралась братия и, не дерзая нарушить преграды, отделявшей почившего от всего в мире, отпевали его в той же самой пещере, в которой, как в некоем гробе, он заживо погреб себя...»

Итак, когда затворник умирал, то келья становилась для него и могилой. В Холковском монастыре рассказывают, что при раскопках в затворнической келье были найдены мощи некоего монаха. Сколько сменилось затворников в Холках? Каковы их имена? Ничего этого мы не знаем. Но уповаем, что ныне они в горних обителях молят за покинутую ими обитель земную. Обитель, украшавшуюся когда-то их подвигами и возрождающуюся ныне.