064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 10

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 10

подвижники

времени открыты только шесть из них. И никаких пустот в непосредственной близости от этих келий обнаружить не удалось. Пустоты (то есть, по всей вероятности, пещеры) есть, как определили военные специалисты, приезжавшие в Холки с особой аппаратурой, под храмом князя Владимира, стоящим на самом высоком из монастырских холмов. Эта «удвоенность» пещерных комплексов лишний раз указывает на то, что строителями Холковской обители были выходцы из Киева, и в непривычной для них среде они стремились воспроизвести знакомые реалии.

Что касается Киево-Печерского монастыря, то с умножением братии он постепенно выбирался на поверхность земли. Пещеры стали использоваться в качестве усыпальниц. Появились наземные кельи, храмы, служебные постройки. Этим путем шло и большинство других пещерных монастырей, известных нам: Святогорская Лавра, Дивногорский монастырь (предполагается, кстати, что их тоже основали киево-печерские монахи) и прочие. Подвиг пещерножительства оставался уделом немногих угодников Божи-их — таких, как преподобный Иоанн, Затворник Святогорский. Не исключение — и Холковский монастырь.

Киева. После того как в 1051 году он стал митрополитом Киевским, пещерка в Берестове опустела. Но пустовала недолго. В том же году в ней поселился преподобный Антоний Печерский, вернувшийся с Афона. И именно с момента его прихода в пещеру митрополита Илариона отсчитывает свою историю старейшая наша Лавра.

Судя по всему, пещера, где подвизался преподобный Антоний, не отличалась хотя бы минимальным комфортом. В Житии преподобного Феодосия, первого сподвижника прп. Антония, а в дальнейшем игумена Печерского монастыря, говорится: «Тогда вот и услышал он (прп. Феодосий — прим. ред.) о блаженном Антонии, живущем в пещере, и, окрыленный надеждой, поспешил туда. И пришел к преподобному Антонию, и, увидев его, пал ниц, и поклонился со слезами, и стал просить разрешения остаться у него. Великий Антоний стал беседовать с ним и сказал: "Чадо, разве не видишь пещеру эту; уныло место и непригляднее всех других. А ты, как мне думается, еще молод и не сможешь, живя здесь, снести все лишения"». Из этих слов прп. Антония, а также и из того, что почти все монастыри Киева были в это время пещерными, можно сделать вывод, что пеще-

Преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Киево-Печерские. Керамические иконы из храма npnn. Антония и Феодосия в Холковском монастыре.

ра в Берестове была наименее пригодным местом для обитания среди всех киевских пещер. Однако именно из нее произросла Киво-Печерская Лавра, прославленная подвигами нескольких десятков своих святых насельников.

К преподобному Антонию стекались все новые и новые ученики. Они копали для себя пещеры, соединяли их коридорами. Устраивались и пещерные храмы. Через несколько лет, когда братии в подземной обители было уже двенадцать человек, преподобный Антоний, стремясь к уединению, удалился на соседний холм и ископал там для себя особую пещеру — положив начало так называемым Ближним пещерам. Прежний пещерный комплекс стали называть впоследствии Дальними пещерами.

Кстати, насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные, в Холковском монастыре также имеется два комплекса пещер. В старых документах сказано, что всего пещерных келий в Холках двенадцать. К настоящему

лт _ * Tfty.4]

1КЧ«РСК1Й

априезддош