066. Николо-Перервинский монастырь, страница 5

066. Николо-Перервинский монастырь, страница 5

ХРОНОЛОГИЯ

JCIV К. Время основания Николо-Перервинского монастыря (согласно устному преданию). Тогда он носил название «Николы Старого».

1606—1612 Разорение монастыря в Смутное время.

1623 Первое документальное свидетельство о Николо-Перервинской обители в «Указе царя Михаила Федоровича из Приказа Большого дворца».

1650 Освящение каменной церкви в честь Успения Божией Матери.

1654 Возведение церкви Николая Чудотворца с колокольней.

1669 Встреча в Москве второго афонского

списка Иверской иконы Божией Матери. Икона помещена в приписанную к Николо-Перервинскому монастырю Иверскую часовню у Неглинских (Воскресенских) ворот.

1674 Завершение строительства и освящение храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

1700 Освящение Патриархом Адрианом

нового соборного Никольского храма, построенного на месте трех прежних разобранных церквей.

1733 Освящение надвратной церкви в честь Толгской иконы Божией Матери.

1775 Основание митрополитом Платоном Перервинской семинарии.

1812 Николо-Перервинский монастырь занят французскими войсками.

182 3 Семинария переведена в Заиконоспас-ский монастырь, а в Перервинской обители учреждены уездное и приходское училища.

1908 Возведение и освящение Иверского собора, вмещающего до 3000 богомольцев.

1924 Большая часть помещений обители передается Управлению Московско-Курской железной дороги.

1941 Окончательное закрытие монастыря. Монастырские храмы и постройки используются под производственные и хозяйственные помещения.

1991 Возвращение обители Русской Православной Церкви. Начало восстановления храмов.

1995 Указом Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря.

1996 Основание в Николо-Перервинском монастыре Пастырских курсов.

2001 Образование на основе Пастырских курсов Перервинской православной духовной семинарии.

Портрет митрополита Московского Платона (Левшина; 1737—1812), основателя Перервинской духовной семинарии.

События начала XVII столетия не обошли обитель стороной. Известно, что в 1606 году неподалеку от монастырских стен стояли отряды Ивана Болотникова, а в 1610 году— Тушинский вор (Лжедмитрий II) со своим войском.

В 1623 году «Указ царя Михаила Федоровича из Приказа Большого дворца» так описывал состояние обители: «Вотчина Перервинского монастыря по Москве-реке сельцо Слободка, а в нем церковь Никола Чудотворец древян... а в ней игумен и два старца». Из других документов, составленных в то же время, следует, что тогда на монастырских землях жили всего 7 одиноких крестьян-бобылей. Очевидно, что монастырь, имевший одну деревянную церковь, насчитывавший всего трех иноков и столь малое число крестьян, жестоко пострадал в бурях Смутного времени.

К середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, наступает значительное улучшение в положении Николо-Перервинского монастыря. Богатые вклады самого государя (который посещал обитель в 1648 и 1675 гг.) и других жертвователей позволяют благо-украсить монастырь и вести каменное строительство. Так, в 1650 году возведена и освящена новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1654 году — церковь Николая Чудотворца с колокольней, в 1674 году построен еще один каменный храм — во имя преподобного

Сергия Радонежского. Примерно в это же время к монастырю была приписана часовня у Неглинских (позже переименованных в Воскресенские) ворот в Москве. Эта часовня стала впоследствии известна как Иверская, потому что в ней хранилась особо чтимая московская святыня — второй список Иверской иконы Божией Матери, который был сделан на Афоне и привезен в Москву в 1669 году.

Дальнейшим своим расцветом Перервинская обитель обязана Патриарху Адриану — последнему Предстоятелю Русской Православной Церкви доси-нодального периода, после которого традиция патриаршества прервалась до 1917 года. Патриарх Адриан возглавил Церковь в непростое время петровских реформ. Будучи приверженцем русской старины и защитником Православия, он выступал против иноземного влияния и насаждаемых новых обычаев. Первоиерарх резко критиковал курение, ношение немецкого платья и брадобритие (например, он писал, что

Патриарх Адриан (1637—1700). Этот портрет был написан на стене Патриарших келий, предположительно, во времена митрополита Платона.

брадобритие уподобляет человека котам и псам). В то же время Патриарх не мог противиться воле царя Петра и постепенно отошел от дел, избрав местом своего жительства Николо-Перервин-ский монастырь. Во второй половине 1690-х годов для него в юго-западном углу монастыря строятся Патриаршие палаты, которые, по словам автора ру-