066. Николо-Перервинский монастырь, страница 8ИСТОРИЯ штм Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря Желающим внимательно и подробно ознакомиться с историей Перервинской обители можно порекомендовать «Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря», изданный еще в 1886 году. Его автором был казначей Иверской часовни иеромонах Ники-фор (в миру — Алексей Михайлович Бажанов). Он, родившийся в 1835 г. в семье диакона, с самого рождения был связан с Православием, и с молодости — с Перервинской обителью. С 1856 по 1864 год отец Никифор служил в Перервинском духовном училище учителем. А в 1876 году способного педагога назначили смотрителем училища, в этой должности он находился два года. Столь близкое и многолетнее знакомство с Перервой позволило отцу Никифору собрать и изложить в своей книге подробнейшие сведения об истории обители с древних времен до 80-х годов XIX в. В книге описывается местоположение монастыря и объясняется его название, излагается оригинальная версия датировки основания монастыря. О. Никифор считает, что «монастырь основан около времени Мамаева побоища», аргументируя свой вывод тем, что это как раз и был период развития на Руси монастырей, рассадников христианского просвещения. Очень подробно, со многими деталями, описывает автор важнейшие для обители события XVII в. — эпохи царя Алексея Михайловича и Патриарха Адриана, столь много сделавшего для Перервы. Детально описана история монастыря во времена митрополита Платона, основавшего Перервинскую духовную семинарию. Приводятся в книге и интересные свидетельства очевидцев событий 1812 года, рассказывающие о той находчивости, которую проявляли насельники монастыря и крестьяне при сохранении ценностей и святынь. Например, повествуется о том, как французские солдаты сняли в Никольской церкви и собирались увезти серебряную золоченую ризу с иконы Спасителя. Один крестьянин, узнав, что это риза с храмовой иконы, хотел сначала отобрать ее у врагов, но не решился, поскольку их было много и силы были явно неравны. Тогда он придумал хитрость: подбежал к французским солдатам, смеялся и показывал то на ризу, то на свои медные пуговицы. Французы решили, что приняли медь за серебро, и оставили драгоценную ризу. Отец Никифор опубликовал в своем труде ценные исторические документы — в частности, указ императрицы Екатерины II об открытии Перервинской семинарии, письменное мнение митрополита Платона о дате основания Николо-Пе-рервинского монастыря и т.д. Из «Исторического очерка...» можно почерпнуть любопытнейшие сведения о строительстве церквей монастыря и особенностях монастырской жизни, о людях, которые жили в обители, благоустраивали и благоукрашали ее. Иеромонах Никифор (Бажанов; 1832— 1895), смотритель и преподаватель Перервинского духовного училища, автор «Исторического очерка Николо-Пере-рвинского монастыря». Впоследствии — архимандрит, настоятель московского Высоко-Петровского монастыря, составитель иллюстрированной библейской энциклопедии, которая переиздается и в наши дни. «квартировали» в обители с 4 сентября по 8 октября. Благодаря действиям братии и семинаристов большинство ценностей было увезено или спрятано, поэтому неприятель не смог нанести монастырю серьезный урон. В 1814 году, в ходе реформирования духовных учебных заведений, в монастырь перевели Славяно-греко-латинскую академию, объединив ее с Перервинской семинарией под общим названием Московской семинарии. В 1823 году семинария была возвращена в Заиконоспасский монастырь, а на ее месте организованы Николо-Перервинское уездное и приходское училища. В 1821 году на Московскую кафедру вступил митрополит Филарет (Дроздов), питавший особое расположение к Николо-Перервинскому монастырю. Он неоднократно посещал обитель, часто бывал здесь в день своего ангела, 1 декабря, иногда служил в весенний день святителя Николая Чудотворца. При митрополите Филарете возобновлялись иконописанием и позолотой Никольский, Сергиевский, Успенский и Толгский храмы, его тщанием были возведены многие хозяйственные постройки. Процветал и развивался монастырь и при последующих московских архипастырях. В 1908 году в честь Иверской иконы Божией Матери освятили новопостроенный Иверский собор, который мог вместить 3000 человек. После революции для монастыря наступили непростые дни... В 1924 году его помещения были переданы под клуб и столовую Детского дома Управления Московско-Курской железной дороги. В 1928 году Николо-Перервинский монастырь имел только два здания и лишь трех насельников. Последний настоятель монастыря — архимандрит Никанор, прославленный Церковью в лике новомучеников, был расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году. В 1940 году закрылись последние действующие церкви обители, а великолепный Иверский собор стал использоваться под склады и цеха, что нанесло ему колоссальный ущерб (то же можно сказать и о других зданиях монастыря). Возрождение обители началось после того, как 8 января 1991 года Никольский собор был передан общине Русской Православной Церкви. Началась реставрация храмов, возобновились регулярные богослужения. В 1996 в монастыре открылись Пастырские курсы (затем — Духовное училище), которые с 2001 года получили статус Перервин ской православной духовной семинарии. Так исполнились пророческие слова митрополита Платона: жизнь и свет в древней Перервинской обители не прервались. |