068. Новоспасский монастырь, страница 18

068. Новоспасский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

УСЫП£/\Ы1НЦ£ ДОPOM^NO&MK

Вверху слева: Гробницы матери и дочери царя Михаила Феодоровича. Фото XIX века.

Вверху справа: Так усыпальница выглядит в наши дни.

Справа: Сохранившиеся надгробия.

ха Филарета. В древней части усыпальницы находились захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета. Трое из них, попавшие в опалу при Борисе Годунове, умерли в северных ссылках, а в 1607 году были перезахоронены в Новоспасском монастыре.

Помимо Романовых, в обители нашли последнее упокоение представители древних родов Черкасских, Дашковых, Голицыных, Куракиных, Ново-сильцовых и других. Здесь покоятся иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря — в частности, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, 11885). Неподалеку был похоронен настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатеринов-ский, tl889), прославившийся на литературной ниве.

Сюда, в усыпальницу уже восстановленного монастыря, в 1995 году были торжественно перенесены останки великого князя Сергея Александровича. Пятый сын Александра II погиб от

Часовня на месте погребения инокини Досифеи.

руки эсера Каляева в 1905 году, будучи генерал-губернатором Москвы.

Здесь же находится захоронение княжны Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. В результате дворцовых интриг в 1785 году княжну Тараканову насильно заточили в московский Иоан-новский монастырь. Пользуясь духовным покровительством митрополита Платона (Левшина, +1812), княжна не только преодолела все тяготы своего затворничества, но и приобрела истинно христианский взгляд на жизнь. Она стала известной инокиней Досифе-ей — необыкновенной молитвенницей, духоносной старицей. Известно, что инокиня Досифея подвигла на монашеский путь будущего оптинского старца схиархимандрита Моисея (Путилова). Проведя 25 лет в подвигах духовной жизни, она скончалась в 1810 году.

В память о посещении обители в 1900 году царской четой в усыпаль-

Новоспасский монастырь стал местом погребения московской знати (прежде всего, бояр Романовых) во второй половине XV века, почти сразу после перенесения обители великим князем Иоанном III на Васильевский стан.

Среди погребенных в подклете Спасо-Преображенского собора — основоположник царского дома Роман Юрьевич Захарьин (t 1543), великая государыня Марфа Иоанновна (tl631) и боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, 11586), отец Патриар-