068. Новоспасский монастырь, страница 4

068. Новоспасский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

Рувеж XII—XIII КК. Святой благоверный князь Даниил Московский основывает у Серпуховской заставы монастырь во имя Всемилостивого Спаса.

1 3 30 Князь Иван Калита, сын князя Даниила, переносит обитель на кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

1491 Князь Иван III закладывает соборный храм в честь Преображения Господня.

1618 В монастырское узилище, по наветам недоброжелателей, заключают преподобного Дионисия, знаменитого защитника Руси в Смутное время.

1 642 По инициативе царя Михаила Федоровича монастырь получает каменную ограду с бойницами и башнями.

164 7 В обитель из города Хлынова (Вятки)

приносят Нерукотворный образ Христа Спасителя.

1737 Сильнейший пожар наносит ущерб монастырю.

1747 Обитель получает тяжелые «раны» во время еще одного пожара.

1787 Завершается строительство четырехъярусной колокольни высотой в семьдесят пять метров.

1812 Наполеоновские солдаты подвергают монастырь страшному разграблению. Почти целиком уничтожается усыпальница Романовых.

191 3 300-летний юбилей Дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает император Николай II.

1918 Большевики закрывают Новоспасскую обитель. Два бывших настоятеля претерпевают мученическую смерть.

1967 После публикации открытого письма известного художника-реставратора Павла Корина из монастыря выводится медвытрезвитель, до того занимавший Знаменский храм.

1990 Монастырь возвращен Церкви. За годы советской власти уничтожены некрополь, усыпальница Романовых, иконостасы и настенная живопись в храмах.

1995 Чудесным образом обретенные останки великого князя Сергея Александровича переносят в монастырскую усыпальницу.

2000 Два бывших настоятеля монастыря — епископ Макарий и архиепископ Павлин — прославляются в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

За год он возвел на месте деревянного храма каменную церковь Преображения Господня. Иван Данилович любил основанную им обитель более других русских монастырей и охотно жертвовал ей иконы, сосуды, книги, а также давал денежные вклады.

Первый в Москве монастырь был знаменит в древности; в Никоновской летописи о нем сказано: «И собра иноков много, и възлюби монастырь той паче инех монастырей, и часто в он прихожаще молитвы ради со многим смирением и благоговением, и многу милостыню и вся потребная подавшее тамо живущим инокам, ясти же, и пити, и одежди, и оброки и всяко требование неоскудно всем сотвори, и зело честен монастырь, и лготу многу и заборонь велику отовсюду творяше им и еже не обидимым быти им никем же, и церковь в нем сущую украси святыми и честными иконами, и святыми книгами и священными сосуды, и възложении и всякими узорами...»

В 1345 году, в правление великого князя Симеона Гордого, Преображенский храм был расписан русскими мастерами Гайтаном, Семеном и Иваном.

Татаро-монгольская орда хана Тохтамыша, пришедшая к Москве в 1382 году, подвергла Спасскую обитель тяжелым испытаниям. Настоятель

архимандрит Симеон был убит, а сам монастырь кочевники разграбили и сожгли дотла. Дмитрий Донской, восстановив монастырь, завещал своим детям «давать ежегодно Спасскому монастырю на Спасов день оброк 15 рублей».

Обитель с самого основания была постоянным местом богомолья для великого князя и членов его семейства. В ее палатах останавливались архиереи, приезжавшие в Москву по делам своих епархий. В частности, какое-то время здесь жил святитель Стефан Пермский, здесь же он нашел вечное упокоение, скончавшись 26 апреля 1396 года.

Традиционно архимандриты Спасского монастыря являлись духовниками великокняжеской семьи. Часто они играли важную роль в истории Церкви и Руси. Так, в 1467 году духовник царя Ивана III и настоятель Спасского монастыря Вассиан (Рыло) занял Ростовскую кафедру. Вмешательство Вассиана погасило межклановый мятеж братьев Ивана III, когда «князь Андрей Большой да князь Борис отступиша от великого князя». Архиерей изложил свои взгляды на отношения княжеской власти с Церковью в знаменитом

К Спасо-Преображенскому собору примыкает Покровский храм (слева).

«Послании на Угру» — его идеи позже, в XVI веке, воспринял первый русский Патриарх Иов.

На смену деревянным постройкам постепенно приходили каменные палаты и терема; сохранившиеся небольшие каменные храмы перестраивались. Великие князья приглашали в Москву лучших иностранных зодчих.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Князь сергей александрович

Близкие к этой страницы