068. Новоспасский монастырь, страница 5

068. Новоспасский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Реконструкция Кремля сопровождалась сносом ветхих построек — как церквей, так и боярских усадеб. Постепенно Спасский монастырь оказался в плотном кольце новых зданий великокняжеского дворца. В 1490 году архиепископ Новгородский Геннадий в письме, адресованному митрополиту Зосиме, жаловался на великого князя: «Церкви старые извечные выношены из города вон, да и монастыри старые извечные с места переставлены».

Не избежала этой участи и Спасская обитель. Через 160 лет после освобождения России от татарского ига, по повелению Ивана III, она, с именем Спаса Нового, «переехала» на Крутицкий холм, в центр Васильевского стана, что в пяти верстах от Кремля. Царский выбор, как можно предположить, определялся стратегическим положением Крутицкого холма, который словно специально был создан для строительства монастыря-крепости. Уединенность же урочища на вершине Крутицы, откуда просматривался Кремлевский холм, казалось, кроме того, более, нежели прежнее место, соответствовала иноческой жизни.

Иван III «компенсировал» монастырю тяготы переезда тем, что отпустил средства на сооружение каменного храма. Впервые упоминание о соборе Новоспасского монастыря встречается в Никоновской летописи под 1491 го-

бождал монахов от выплаты податей, лично преподнес обители три рукописные минеи (богослужебные книги). Н. Карамзин пишет, что Иван Грозный посетил монастырь в 1547 году, когда сюда привезли полуживого митрополита Макария, пострадавшего во время страшного московского пожара.

В царствование Михаила Федоровича Новоспасский монастырь стал одним из важных звеньев южного оборонительного полукольца монастырей-сторожей. В 1640—1642 годах обитель обнесли неприступными каменными стенами и башнями с бойницами. Воеводе Петру Дашкову было поручено охранять монастырь от набегов крымских и ногайских татар. Новоспасские укрепления помогли отразить вылазки многих чужеземцев: крымских ханов Казы-Гирея (1571 год), Девлет-Гирея (1561 год), польско-литовских интервентов.

Издревле Новоспасский монастырь превратился в место погребения представителей знатных боярских родов, в частности — Романовых. В последние годы XV века здесь был похоронен Василий Юрьевич Захарьин (один из предков бояр Романовых). В 1607 году сюда привезли из далеких северных мест тела братьев Василия, Александра, Иоанна и Михаила Никитичей Романовых, сосланных Борисом Годуновым. Впоследствии царь Михаил Федорович

Так выглядел Новоспасский монастырь при Петре I.

Князь Иван Калита отличался истовой набожностью.

дом: «Тое же весны (6999) повелением великого князя Ивана Васильевича архимандрит Спаскый Афонасей заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисуса Христа...»

Царь Иван Грозный подарил обители село Друево с окрестными деревнями Дмитровского уезда. Он осво