071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 10деятель бурной mmДвадцать два года, с 1700-го и до самой своей кончины в 1722 году, преосвященный Стефан (Яворский) был митрополитом Рязанским и Муромским. Владыке нечасто удавалось бывать в Рязани, но он очень много сделал для устроения церковной жизни и для благоукрашения храмов Рязанской епархии. Будущий митрополит Стефан Яворский (в миру — Симеон) родился в 1658 году в Галиции, в городе Яворе, в семье небогатых православных дворян. Получив первоначальное домашнее образование, Симеон продолжил обучение в Киево-Мо-гилянской академии. Позже он был отправлен за границу и учился в высших католических школах во Львове, Любине, Познани и Вильне. Здесь молодой человек изучал философию и богословие, латинский, польский и русский языки. Чтобы поступить в эти школы, ему пришлось принять (для вида) католическое исповедание в форме униатства. По возвращении из Польши Симеон Яворский принес покаяние за свое отречение от Православия и снова был принят в лоно Православной Церкви. В 1689 году он принял монашеский постриг с именем Стефан в Киево-Печерской обители, где и проходил монашеское послушание. Он занимал различные важные церковные посты: в 1690 году его назначили преподавателем Киево-Могилянской академии, а в 1697 году отца Стефана поставили игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря. В январе 1700 году киевский митрополит отправил Стефана Яворского (вместе с еще одним игуменом) к Патриарху Адриану с письмом, в котором просил образовать Переяславскую епархию и назначить епископом одного из двух прибывших просителей. Случайное событие, произошедшее в Москве, неожиданно выдвинуло игумена Стефана на самый верх тогдашней церковной иерархии. В то самое время, когда он находился в столице, умер известный полководец и любимец Петра I генералиссимус Алексей Семено го во епископа Рязанского и Муромского, с посвящением в сан митрополита. 9 июня того же года новоиспеченный митрополит был уже в Рязани. После смерти Патриарха Адриана митрополит Стефан был назначен Местоблюстителем патриаршего престола, а в 1721 году— президентом Святейшего Синода. Петр I возвысил владыку Стефана, потому что видел в нем архиерея, не связанного со старым московским духовенством, человека с западным образованием, и надеялся, что он будет его главным союзником в церковной среде. Действительно, поначалу митрополит Стефан одобрял военную политику Петра, а также его преобразования в сфере просвещения. Однако в отношении церковной реформы и некоторых внутриполитических решений взгляды царя и владыки расходились. Так, митрополит Стефан подверг резкой критике учреждение фискалов, которые были введены в церковные суды от гражданского ведомства. Он обличал современное ему состояние России, а в 1712 году, в одной из своих проповедей, назвал царевича Алексея «единой надеждой страны». Это, конечно, не могло понравиться царю, и вскоре их отношения разладились. Сначала владыка жил в Москве, а в 1718 году был вызван Петром I в новую столицу — Санкт-Петербург. Находясь постоянно на удалении от своей епархии, митрополит Стефан не мог часто бывать в Рязани. До 1718 года он еще навещал вверенную ему епархию, но с переездом в новую столицу эти визиты прекратились. Тем не менее, о Рязани митрополит Стефан проявлял особое попечение. Немало заботился он об украшении кафедрального Успенского собора. Его вич Шеин. Царь повелел устроить пышные похороны и пригласить известного проповедника, который бы сказал слово об усопшем. Достойных столич- Портрет Стефана (Яворского), митрополита Рязанского и Муромского. ных проповедников в Москве не оказалось, и Петру доложили о приехавшем киевском игумене, которого и позвали произнести надгробную речь. Его выступление оказало огромное впечатление на всех, особенно — на царя. Петру так понравился оратор, что он оставил его в Москве и просил Патриарха Адриана посвятить Стефана в архиереи в одну из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы». Вскоре освободилась рязанская кафедра, и 17 апреля 1700 года состоялась хиротония Стефана Яворско |