071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 6

071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Богослова. Колокольня при ней имела шесть колоколов. На самом большом из них прочитывалась надпись: «Лета 7155 (1647) слит сей колокол, при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича, Всея России, и лил тот колокол ко Всемилостивому Спасу, что на Рязани, в городе, коломенский епископ Рафаил, по своим родителям в вечной помин, с своим сыном тоя же обители архимандритом Боголепом».

Сейчас уже и не все знают, что раньше над Святыми вратами была церковь во имя преподобного Варлаама Хутын-

ского, Новгородского чудотворца. Ее воздвигли в 1679 году, она простояла всего 13 лет и разрушилась при обрушении кремлевского Успенского собора в 1692 году.

Во второй половине XVII века возведены братский и настоятельский корпуса. Со временем эти здания обновлялись, а в 1901—1904 годах между ними построили Иоанно-Иосифовскую церковь, которая соединила два здания в одно целое.

В 1702 году, при настоятеле архимандрите Льве, купец гостиной сотни Михаил Федорович Немчинов по-

Архиерейский дом возведен, по преданию, на том самом месте, где в XIV веке был двор великого князя Олега Ивановича.

строил храм Преображения Господня. В нем был устроен пятиярусный иконостас в стиле барокко. По отзывам тех, кто видел этот иконостас, особенное впечатление производили иконы местного ряда, для которых в 1754 году на средства купца Ивана Васильевича Осминина были выполнены серебряные ризы с позолоченными венцами.

К середине XVIII столетия Спасо-Преображенский монастырь владел обширными вотчинами. Ему принадлежали более 10 сел и деревень с населением почти 3000 человек, земельные участки в Рязани, места рыбной ловли, даже «пустовое дворовое место» у реки Яузы в Москве. Но в 1764 году, в результате проведенной Екатериной II секуляризации, Спасская обитель лишилась всех своих вотчин. При этом ей передали мельницу, лесные и земельные угодья. Все это сдавалось в аренду, а получаемые доходы шли на поддержание в порядке монастырских строений, церквей и на жизнеобеспечение братии. При всех перипетиях политической жизни монастырь всегда привлекал богомольцев и оставался достаточно богатым. Здесь находился древний образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», особенно почитаемый жителями града Рязани. Многие жертвователи делали щедрые вклады. Так, например, сохранилась запись о даре боярина Федора Петровича Шереметьева — архимандричьей шапке, которая «низана жемчугом крестообразно по красному бархату... в златых штуках по три изумруда красных и тех штук восемь... вокруг той шапки обруч серебренной позлащенной... опушена горностаем».

Настоятели в сане архимандритов управляли Спасо-Преображенским монастырем на протяжении нескольких веков. Но в 1868 году в Рязанской епархии появились викарные епископы. С тех пор Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, и это продолжалось до 1902 года, когда кафедру викарных епископов перевели в Троицкий монастырь. В 1907 году ее вновь вернули в Спасский монастырь.