Вокруг света 1963-02, страница 69
японский, в девятнадцать — русский язык Родным его языком был немецкий Помимо того, он свободно владел французским и английским. А затем изучил латынь и греческий. В 1947 году он был приглашен на раскопки. И здесь столкнулся с самым трудным в его практике языком. Штейнгерр увлекся письменностью хеттов. Да и как не увлечься: было когда-то могущественное государство, не уступавшее по значимости древнему Египту. Хетты завоевали Вавилон, распространили свою власть на всю Малую Азию вплоть до Сирии. Была своеобразная культура. А толком о ней почти ничего не знают, потому что молчат хеттские иероглифы. Пошли долгие недели кропотливого изучения текстов. Штейнгерр сравнивал их, сортировал, копировал. Кажется, каждый знак врезался в его память. Но что они означают, эти знаки?! Однажцы он присутствовал на лекции известного ученого Боссерта. Речь шла об отрывке из финикийского текста, где, между прочим, говорится: «... и я сделал лошадь — лошадью, щит — щитом, войско — войском...» В этот день Штейнгерр работал до глубокой ночи и лег спать в состоянии большого нервного напряжения. Внезапно он проснулся, сел в кровати и ясно увидел перед собой хеттские иероглифы: две лошадиные головы подряд и знак, обозначающий «я сделал» — единственный хеттский глагол, известный в то время ученым. Но ведь это точное совпадение с финикиигким текстом! Как там: «... сделал лошадь — лошадью...» Так было доказано существование двуязычного текста с одинаковым содержанием. Так заговорил еще один народ второго тысячелетия до нашей эры... Это лишь эпизод из богатой событиями истории открытия хеттского государства, который рассказал К- Керам в своей книге «Узкое ущелье и Черная гора». Кстати, ра нее изданная книга К. Керама «Боги, гробницы, ученые» уже завоевала популярность у читателей. «Узкое ущелье и Черная гора» также относится к числу лучших книг об археологии. Эта наука и есть главный герой книги, герой интересный, содержательный, порою удивительно остроумный в поисках правильного решения проблемы, герой, поражающий своей настойчивостью и целеустремленностью. ТАЛАНТ ИСКАТЕЛЯ ТАЛАНТОВ Книга Анри Лота «В поисках фресок Тассили» исчезла с прилавков буквально в несколько дней Что привлекло внимание читателей к этой книге? Талант искателя, обнаружившего целую галерею доисторического искусства и интересно рассказавшего о ней. Но не только это. Рще талант древних африканцев, которые, пользуясь самыми простыми средствами, сумели создать образы большой эмоциональной силы. Десятки тысяч наскальных изображений, открытых, исследованных и скопированных Лотом и его помощниками. позволили прочесть еще одну удивительную страницу истории человека. В сердце Сахары оказались запечатленными люди, животные, сцены из быта различных народов. Какая жизнь! Интенсивная, полная событий и так противоречащая облику пустыни! Пустыня! Песок! А как же сцены охоты на гиппопотамов? Куда ушла отсюда вода? Как ушла отсюда жизнь? Это открытие породило множество загадок, которые еще предстоит решить. Хлынули догадки, предположения — целый поток домыслов. Кое-кто даже усмотрел в отдельных изображениях Тассили свидетельство посещения Земли «марсианами»! Повествование Анри Лота касается лишь одной области континента. Но в свете фресок Тассили намного проясняется и общая картина африканской истории, так сильно до недавнего времени искажавшейся. Возьмите в руки книгу Бэзила Дэвидсона «Новое открытие древней Африки» — она целиком посвящена тому, чтобы разобраться в подлинном значении памятников материальной культуры, показать богатство и своеобразие африканских цивилизаций. Эта книга представляет собой обзор работ, проведенных в Африке историками, археологами, путешественниками. Страна за страной, одна часть континента за другой раскрывают свою предысторию. Здесь и знаменитые копи царя Соломона, и легендарная страна Офир, и прекрасные изваяния, и загадочные каменные сооружения отступивших в прошлое веков. Общими усилиями завоевателей, работорговцев и миссионеров многие ценнейшие памятники прошлого были здесь уничтожены. Да и мало кто из европейцев, посетивших в ту пору Африку, признавал у коренных ее обитателей не только способности, но и право на самостоятельное творчество. Поражаясь каменным крепостям, колонизаторы искали их создателей среди придуманных ими 63 |