Вокруг света 1963-02, страница 68

Вокруг света 1963-02, страница 68

иографа Рудольфа Игса «Цветок лотоса» 1 рассказы о судьбе вещей перерастают в рассказы о судьбах людей и целых народов. Безмолвные экспонаты музея говорят автору, а вслед за н,им и читателю о борьбе и страданиях, о любви и ненависти.

Вероятно, не каждый читатель имеет достаточно полное представление об этнографии. Эта наука — родная дочь истории и сестра археологии — изучает национальное своеобразие каждого народа, проявляющееся в его культуре, обычаях, одежде, утвари. В наши дни актуальность этнографии возрастает. Это вполне понятно: мощная волна освобождения народов Азии, Африки, Латинской Америки от оков колониализма вызывает у советских людей пристальный интерес к истории, культуре и быту молодых государств.

«Цветок лотоса» — одна из первых популярных книг, знакомящих широкие слои читателей с этой интересной областью науки.

Издательство географической литературы предпослало книге Р. Итса глубокое по мыслям предисловие И. Иноземцева, которое раскрывает ее идейное и политическое звучание.

Книга состоит из шести новелл. Широк их географический диапазон: Дания и Камчатка, Тибет и Гавайские острова, Конго и Огненная Земля. Время действия новелл разнится на десятки, а то и сотни лет. Однако все они выглядят главами единой повести. И дело не только в том, что сюжеты взяты, если так можно сказать, «из одной коллекции», а в том, что их связывает общая идея — борьба народов за независимость.

Гордые, непоколебимые, несгибаемые в горе, до конца верные в дружбе люди — любимые герои Рудольфа Итса. Гумба из независимого африканского племени азанде, вождь гавайцев Камеамеа, глава рода огнеземельцев Нана стремятся к одной благородной цели — отстоять свободу своих соплеменников.

Многие страницы книги трагичны: истреблены колонизаторами огнеземельцы, порабощены азанде, гибнут и другие герои новелл. Но книга пронизана мыслью — век колонизаторов кончился, все народы мира, большие и малые, должны жить одной семьей, уважая национальные особенности друг друга.

Достоверность деталей — будь то сведения об исторических событиях или описание обычаев, одежды, оружия, утвари — придает повествованию убедительность, познавательную конкретность. Написаны новеллы увлекательно, свежим, выразительным языком.

У Рудольфа Итса свыше 30 научных работ. Хочется надеяться, что и за его первой популярной книгой последуют другие.

Ю. ПОПКОВ

1 Р. И т с, Цветок лотоса. Гео-графгиз, 1962.

ТАМ, ГДЕ 2ВПЛА НЕФЕРТИТИ

Раскопки засыпанного песками Ахетагона (этот город был некогда столицей Египта) принесли человечеству замечательную находку. Счастливая рука археолога извлекла из небытия целое сокровище: головку из песчаника, изображение царицы Нефертити, жившей во втором тысячелетии до нашей эры.

Не смело ли сказано — «сокровище»? Нет. Потому что это была не просто находка, не мелкая подробность истории, а нечто большее. Было открыто одно из самых вдохновенных скульптурных творений человека.

Сила художественного воздействия образа Нефертити настолько велика, что до сих пор заставляет многих и многих не только восхищаться искусством неведомого мастера, но даже совершать далекие и нелегкие путешествия к месту раскопок.

«Здесь жила Нефертити» — так назвала свою книгу англичанка Мэри Чаббо2, принимавшая участие в раскопках Ахетатона (теперь эта местность называется Тель-эль-Амар-на). Первые главы знакомят нас с участниками экспедиции, рассказывают о путевых впечатлениях, об организации работ. Затем начи-наегся рассказ о буднях археологов. Кажется, ничего особенного: люди живут, устраивают свой быт, ходят на раскопки, беседуют с рабочими.

Мы следим за размышлениями героев, за их разговорами, за их пока еще незначительными находками и вдруг чувствуем, что сами вовлечены в круг этих интересов. И когда раскопки, а следовательно, и по-

2 Серия «По следам исчезнувших культур Востока». Издательство восточной литературы. 1961 — 1962.

вествование приближается к своему кульминационному пункту — под грудой щебня обнаружена еще одна головка, еще один скульптурный портрет трехтысячелетней давности, — в этот момент и мы волнуемся не меньше археологов.

Вот они удаляют куски щебня, вот кистями сметают мелкие песчинки, вот, как хирург скальпелем, орудуют ножом, чтобы освободить скульптуру от плотно охватившей ее земли. Любое неосторожное движение грозит гибелью произведению древнего искусства. Медленно расширяется щель между находкой и грунтом, археолог подставляет ладони, еще несколько движений - и он бережно принимает скульптуру.

Так был найден портрет дочери Нефертити, наследовавшей царство, юной супруги Тутанхамона, принцессы Анхесенпаатон.

Польскую журналистку Зофью Ежевскую, автора книги «С глазу на глаз со сфинксом», тоже привлек Египет и его древняя культура. Участие в раскопках Атрибиса — одного из крупнейших городов древнего Египта — позволило ей познакомиться и с нынешним обликом страны и с ее далеким прошлым. Зофья Ежевская встречается с учеными, художниками и студентами — молодой порослью египетской интеллигенции — ив характере их угадывает одновременно голоса современности, энергичной, живой, стремительно движущейся к будущему, и отзвуки древней культуры, которая стоит за ними.

„...И Я СДЕЛАЛ ЛОШАДЬ -

Ф ранц Штейнгерр в пятнадцать лет изучил турецкий, в семнадцать — арабский, в восемнадцать —

ЛЮДИ И ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Ь2