Вокруг света 1964-12, страница 66

Вокруг света 1964-12, страница 66

J

ДРУЗЬЯ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ

Не так давно я видела узкопленочный фильм, привезенный из-за рубежа советским ученым Федором Федоровичем Талызиным. Автор книги «Змеи» заснял очень любопытные кадры. Среди них был такой...

К заснувшему у изгороди ребенку подползает ядовитая змея. Вдруг, распушив перья, упершись крепкими ногами в землю, пригнув голову, навстречу змее бросился пернатый защитник. Змея мгновенно остановилась. Птица подбегает все ближе и ближе к противнику. Внезапно

змея, отпрянув назад, делает бросок вперед. Птица отскакивает в сторону, искусно поддерживая равновесие длинным хвостом. Броски змеи участились. Казалось, зубы ее вот-вот вонзятся в тельце защитника. Птица, улучив момент, бьет змею крепким, как долото, клювом. Быстрый темп битвы измотал змею; не выдержав, она начала отступать. Наконец пернатый защитник клювом схватил ее и быстро переломил ей шейные позвонки. Проснувшийся мальчик видит огромную мертвую змею и рядом с ней тяжело дышащего маленького друга.

Роуд-ране, или дорожный бегун, обитает в полупустынных областях Мексики. Местные жители охотно приручают его, и часто роуд-ране поселяется вблизи жилья. Основная пища этой похожей на кукушку птички — ядовитые змеи, нередко

во много раз превосходящие ее по величине и мало уступающие ей в ловкости.

В Индии живет другой защитник человека от ядовитых змей. Это мангуста. Ловкий, с узкой беспокойной мордочкой и пушистым хвостом зверек чрезвычайно привлекателен на вид. Индийские «заклинатели» змей любят демонстрировать бой мангусты с ядовитой змеей.

Еще один страшный враг ядовитых змей — большая муссурана, или бразильский уж. Муссурана ловко хватает змею за голову, ломает ей шейные позвонки и спокойно, постепенно начинает заглатывать ее.

Ежи, хорьки, ласки, сороки и некоторые другие животные и птицы тоже враждуют с ядовитыми змеями.

Орлы, захватывая змею когтями, поднимают ее высоко в воздух и убивают, роняя на каменистые выступы.

В 1947 году мне довелось быть участницей биологической экспедиции в степях Аскании-Но-ва. Мы обратили внимание, что вблизи овечьих отар степные гадюки почти не встречались. Овцы, завидев змею, как обезумевшие, бросаются на случайную гостью и топчут ее копытами. Существует мнение, что даже запах овчины может защитить человека от ядовитых змей.

Все эти бесстрашные животные и птицы обладают пониженной восприимчивостью к ядам змей, «проживающих» с ними на одной территории. Враги наших врагов заслуживают пристального внимания исследователей, а порой и защиты от чрезмерного истребления.

Кандидат биологических наук И. ВАЛЬЦЕВА

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, МОРСКОЙ КОНЕК!

Странное существо — голова лошадиная, хвост обезьяний, одето в панцирь, как насекомое, а потомство таскает в сумке, как кенгуру... Кто же это?

Его зовут морской конек. Этот смешной житель тропических и умеренных теплых вод напоминает тех животных, что «рождаются» на клочке бумаги в детской игре в чепуху. Кроме него, ни у кого из рыб голова не прикреплена под прямым углом к туловищу. Спинные плавники его точно грива, а грудных не видно совсем. Он степенно движется по вертикали в прозрачной водной стихии, лишь изредка делая маленькие

толчки. Врагов у этой странной рыбки почти нет, и спешить ей обычно некуда.

Морские коньки бывают от 2 до 30 сантиметров в длину. Но у всех гибкий хвост составляет больше половины тела. Им конек охотно пользуется, чтобы встать на якорь: цепляется, как обезьяна, за водоросли и так застывает. Но он не спит, его глазки, которые могут двигаться совершенно независимо друг от друга в разные стороны, выслеживают добычу. Горе креветкам и разным мелким морским блошкам, которые приблизятся к его трубчатому беззубому рыльцу!

Осенью самка морского конька откладывает икру в сумку, которая образуется у самца на брюшке, и спокойно уплывает. А «счастливый папаша» вынашивает потомство — не только икру, но и маленьких «морских жеребят», пока им не исполнится полтора месяца. И только тогда молодые коньки — точная копия своих неторопливых родителей — степенно выходят в самостоятельное плавание.

Б. СИЛКИН

60

I