Вокруг света 1965-03, страница 48

Вокруг света 1965-03, страница 48

оды, словно облака. проплывали над главой Георгиевского собора. Все изменилось вокруг за семьсот с лишним лет. Только небо да собор, застывший в своем извечном совершенстве, остались те же. И он стоит до сих пор, поражая изяществом пропорций и строгим величием — памятник гению владимирских зодчих. Это они, искусные архитекторы и строители древнего Владимира, создали ансамбли, которые с полным правом вошли в сокровищницу мирового искусства.

Георгиевский собор поставлен в 1234 году в Юрьеве-Польском волею князя Святослава, внука основателя Москвы Юрия Долгорукого. Великолепная резьба по камню, украшавшая храм, уже в древности прославила его создателей.

Когда в XV веке собор пришел в ветхость, Иван III послал для его реставрации мастера Ермолина. Мастер собрал собор «изнова», но поменял местами резные камни, нарушив порядок изображения сюжетов библейских историй. С тех давних пор каменная резьба обратилась в своего рода ребус, над решением которого до сих пор бьются ученые.

В соборе нет почти ни одного камня, не затронутого искусной резьбой. Преобладает распространенный во владимиро-суздальском зодчестве звериный орнамент. Изображения фантастических животных — грифонов, кентавров — и стилизованные рельефы реальных зверей украшают стены. Среди этой резьбы выделяются крупные человеческие фигуры, реалистически выполненные маски и головы. Это сочетание сложного декоративного узора с изображением рельефных фигур — скульптурное украшение, впервые введенное владимирскими мастерами.